Театр на БТРе

(авторский вариант)
 Вместе с весенней капелью и вопреки метелям и снегопадам в Ярославль вновь ворвется самый задиристый, самый шумный и непредсказуемый Четвертый молодежный фестиваль «Будущее театральной России».
Совместный проект Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова и Ярославского государственного театрального института проходит под девизом «Профессиональный дебют на первой русской сцене». С 16 по 22 апреля выпускники театральный школ России представят свои дипломные работы на суд режиссеров, педагогов, критиков и зрителей. Впрочем, последним придется особенно туго, поскольку по опыту прошлых лет известно, что билеты на многие дипломные спектакли исчезают из театральной кассы, словно весенний лед на солнцепеке.
История фестиваль с  боевой  аббревиатурой БТР  началась несколько лет назад в Омске, когда директор Омской драмы Борис Мездрич вместе с Ольгой Никифоровой придумали идею фестиваля дипломных спектаклей. В 2009 году БТР, спустя несколько лет, возродился   на родине первого русского театра в Ярославле и значительно  расширил географию участников. Нынешний, Четвертый, БТР представит дипломные спектакли из Москвы, Екатеринбурга, Уфы, Воронежа, Красноярска, Новосибирска, Хабаровска, Владивостока. Среди гостей фестиваля самые авторитетные театральные вузы России – Российский университет театрального искусства-ГИТИС, Школа-студия МХАТ, Театральный институт им. Б. Щукина и Высшее театральное училище им. М. Щепкина (Москва) и многие другие.
Как заметила художественный руководитель фестиваля Ольга Никифорова, БТР  - по сути единственный фестиваль в России, который позволяет преодолеть  культурную  и педагогическую  изоляцию, на которую в новейшее время оказались обречены многие из театральных вузов отдалённых регионов России, Сибирь и Дальний Восток. Он  устанавливает контакты, налаживает взаимодействие между вузами разных регионов, высшей театральной школой и профессиональным театром, создаёт единое информационное и творческое поле. 
Есть и еще один аспект фестиваля, который вызывает особенный азарт и волнение его молодых участников: БТР – своеобразная актерская биржа, которая дает шанс студентам из отдаленных регионов показаться потенциальным работодателям. Для знакомства с выпускниками на фестиваль приглашаются художественные руководители, главные режиссёры, директора театров и кастинг-директора кинокомпаний страны. Президент фестиваля «БТР» заслуженный деятель искусств РФ, ректор Школы-студии МХАТ, доктор искусствоведения, профессор Анатолий Смелянский  отметил: «Общая тенденция, когда выпускники  московских и петербургских театральных вузов остаются в столицах, а закончившие провинциальные вузы пополняют  труппы провинциальных театров, не очень хорошая. Я мечтаю, чтобы качество жизни и возможности культуры в разных регионах России стали бы выравниваться. И тогда не будет вот этого истерического (и вполне понятного) желания любого выпускника московской театральной школы зацепиться в Москве и не возвращаться на свою малую родину. В этом плане американцы дают нам некоторый пример: да, Нью-Йорк притягивает всех актеров, но рядом с ним существует на равных условиях множество иных центров театральной культуры, где работают успешно тысячи выпускников американских театральных школ. Работать в Чикаго или Сан-Франциско также престижно, как и в Нью-Йорке.»

Особенностью Четвертого БТРа станет показ спектакля «Мнимый больной. THE IMAGINARY INVALID» - совместной аспирантской  программы  Школы-студии МХАТ и Института высшего театрального образования при Гарвардском университете.  Ректор Школы-студии МХАТ Анатолий  Смелянский рассказал об этой работе: «Пятнадцать лет назад мы создали совместную актерскую аспирантуру, каждую весну три месяца американские актеры играют в нашем студенческом театре в Камергерском, но мы никогда не выезжали за пределы Москвы. Ярославль - первый город и всероссийский фестиваль -  первый фестиваль, в котором наши американские ученики участвуют. Понятно, я думаю, почему Ярославль: город, в котором начинается история русского профессионального театра. Плюс ко всему прекрасный город: мы хотим, чтобы американцы разделили с нами любовь к нему. Они сыграют в Ярославле фарс Мольера "Мнимый больной", играть будут по-английски. Надо сказать, что сама возможность показать этот спектакль на фестивале стала реальностью при помощи благотворительного фонда "Вольное дело" Олега Дерипаски.  Мы много лет сотрудничаем с этим фондом, неоднократно русские студенты играли свое спектакли на Кубани, и вот теперь расширили географию: привозим гарвардских актеров в Ярославль.»


Будет богат Четвертый БТР и мастер-классами. Главный режиссер Алтайского молодежного театра, известный в стране педагог Вячеслав Кокорин проведет занятия по  актёрской технике Михаила Чехова, театральный педагог и актриса Зоя Задорожная будет делиться с будущими актерами техникой горлового пения, дыхательной гимнастикой.  Главный режиссер Кировского «Театра на Спасской» Борис Павлович  проведет мастер-класс «VERBATIM, или Технологии документального театра в работе актера над собой»
Ведущий специалист по сценической речи Ярославского театрального института Светлана Бабарыкина посвятит занятие соединению музыки,слова и движения. Мастер – класс ректора  Школы-студии МХАТ Анатолия  Смелянского будет посвящен проблемам современного российского театра  с точки зрения Станиславского и его идей.  В финале фестиваля педагоги, мастера курсов и театральные критики встретятся за  Круглым столом, посвященным проблемам театрального образования.
Судя по всему, театральная весна  в Ярославле обещает быть яркой.

Газета "Культура" 
Фото группы Волковского театра вконтакте


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»