Скука?..Это не здесь!

Во второй день Волковского фестиваля стартовала оф-программа. На обновленной Камерной сцене артисты театра им. Волкова представили лабораторные работы по произведениям Н.А.Некрасова – дайджест пробег под названием «На Руси жить…хорошо». Как пояснила завлит театра Татьяна Джурова, Николай Алексеевич не слишком любил вспоминать о своих драматических опытах. Лишь пьеса «Осенняя скука» имела сценическую историю и в дореволюционное время, и на советской сцене. Остальные же наброски, водевили и прочее подернулось пылью веков. (После этого я приуныла: похоже, что архаики, набившей оскомину со школьных времен, было не избежать). Творческую лабораторию открыли работы студентов режиссерского курса А.С. Кузина.

Первый вариант был решен  Ольгой Тороповой в традиционном ключе – идентичные эпохе костюмы, баба-поломойка, сонная атмосфера барского дома. Олег Новиков и Кирилл Искратов, представлявшие барина Ласукова  и крепостного мальчика, куролесили с таким азартом, которого вполне хватило бы на большую сцену, а не на скромное помещение камерной.

Усердный слуга старательно разгонял осеннюю скуку взрывами рок-музыки, играя и акустику, и электричество,  а в остальном все выглядело смешно, но  традиционно.

Этот же самый фрагмент был представлен в режиссерском варианте Ильи Варанкина. Здесь опознавательных знаков времени почти не было.  Ласуков в исполнении Владимира Майзингера по-домашнему фланировал в майке и семейных трусах, горько размышлял об ушедшей жизни и, почти не повышая голоса,  с  холодными стальными глазами гонял с поручениями недотепу-слугу (Олег Павлов), ради забавы барина одетого в русский сарафан и кокошник. Абсурдность  дома, в котором пустяк в мгновение ока разрастался до размеров катастрофы, усиливала фигура безмолвного…негра, обряженного в русский треух и ситцевую рубашку (Игорь Есипович). Негр щипал струны балалайки, стараясь подыграть настроению барина то комаринской, то неловким намеком на «Лунную сонату» Бетховена. Нелепость и комизм происходящего были сыграны актерами легко и изящно.

Вторая часть «марлезонского балета» была для меня абсолютно неизвестной. Режиссер Сергей Карпов представил…детский водевиль «Великодушный поступок». За чистенькие парты рассаживались ученики пансиона в одинаковых белых пиджачках, ярко-синих жилетах с эмблемой и светлых гетрах. Мальчик Ваня (Николай Красноперов) в отместку учителю немецкого тайком подставлял ему сломанный стул, учитель падал, в наказание весь класс лишался каникул. Мальчик Митя (Виталий Даушев), пытаясь пробудить совесть в товарище, брал вину на себя. Мальчик  Ваня испытывал муки стыда и в итоге признавался в содеянном. Великодушный содержатель пансиона Миллер (Владимир Майзингер) произносил нравоучительную речь, обращенную к детям, с призывом вести себя хорошо.

Абсолютно незамысловатый сюжет с нескрываемым моралитэ был решен в духе веселого капустника. Герои то и дело прерывали реплики, чтобы спеть под аккомпанемент настоящего ВИА  зонги, иллюстрирующие их намерения. Ваня один-в один напоминал гардемарина Харатьяна, Митя – лиричного эстрадного певца. Прелестные барышни бэк-вокала (Мария Полумогина, Анна Ткачева, Евгения Родина) в ярких юбках-тюльпанах и белых блузках зажигали с тем же азартом, что и молодежь в тодоровских «Стилягах».

 

Что мне понравилось: актеры выдерживали  ироничную отстраненность к высокопарному и сентиментальному тексту, но  снижать  остроту конфликта не стали. И  драматизм выбора, стоящего перед юным Ваней, показали ярко и убедительно.

Во время обсуждения сотрудники некрасовского музея «Карабиха» поблагодарили актеров за развенчивание представления о поэте как архаичном  пережитке. Представитель молодого поколения выразила  сомнение в возможности в наше время скуки при наличии интернета.

Что до меня, если я и не стала правоверной поклонницей Некрасова, то по крайней мере порадовалась свежим, оригинальным работам  творческой лаборатории. Начало оказалось веселым  и ярким. Хочется такого же достойного продолжения.

фото Ирина Плишина

Остальные фото


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»