Романтика в бюджетном варианте

Иногда невозможно догнать уходящий поезд. Если ты видишь спектакль, поставленный в 2010, но утративший половину сценического решения, неизбежно приходишь к такому выводу.

«Кармен» в постановке Тимофея Кулябина, безусловно, один из самых романтичных спектаклей Волковского театра. Смело отринув все, что отдаленно напоминало бы оперный бэкграунд («Марш тореадора» на пародийной свистульке не в счет), режиссер постарался вернуться к прозе Мериме – французскому взгляду на испанскую историю (впрочем, главный герой Хосе (Роман Халюзов) в спектакле не раз и не два подчеркивает, что он уроженец Наварры, живущий по своим законам чести). Тема отдельности, не-принадлежности к большинству, ясно звучит в таком прочтении новеллы. Кармен (Александра Чилин-Гири) твердит, что она живет по- цыгански – кормится за счет чужаков, а потому законы, по которым существуют окружающие,не для нее.

Спектакль решен как почти  непрерывный танец. Рубленые, по- парадному четкие,  движения солдат, кровавый танец- схватка Хосе и Гарсиа, опьяняющие раскованностью и грозной свободной силой движения контрабандистов, напоминающих орлов, парящих над скалами.  Трагическая коррида - бой  тореодора Лукаса (Алексей Кузьмин) с Быком (Николай Шрайбер)  решена как пластический этюд  о схватке человека с неумолимым Роком. (До последней минуты оставалась надежда на победу человека, я ждала  до замирания сердца, до слез, до перехваченного горла). И конечно чувственная, знойная,нежная, влекущая страсть, разлитая  в каждом движении Кармен.

Хореографа-постановщика Ирину  Ляховскую,на мой взгляд, смело можно считать сорежиссером спектакля. Пронзительные, чувственные хореографические этюды читались в абсолютно пустом бездонном пространстве,как в космосе, возвышая историю Кармен и Хосе до уровня вселенской притчи о Любви и Свободе. Но оказалось, что эта пустота – вынужденная.  Видеоряд, изначально предполагавшийся постановщиком, по отзывам зрителей ,видевших  премьерный вариант, был не просто иллюстрацией. Принцип зеркальности, множественности отражений создавал 50% ошеломительного  эффекта.

Похоже, что на мой долю  достался   бюджетный вариант спектакля.Лишь на премьерных фото осталось мне  разглядывать и гадать, как это было. Увы  мне, Ивану Васильевичу,увы.

На мой взгляд, отсутствие видеоряда как  важной части замысла режиссера, обнажило  недостатки собственно драматической составляющей спектакля. Руслан Халюзов в роли Хосе работает на пределе, он искренен,  и в какие-то моменты пробивается к настоящей исповедальности. Такое в театре бывает нечасто, и результат тем более обнадеживает, что артист еще в самом начале творческого пути. Но, к сожалению, на его долю выпало не играть драму, а лишь пересказывать текст, а все происходящее в первом акте являлось лишь красивой иллюстрацией к нему.  Второй акт в этом отношении был несколько более приближен к драме, однако недостатки инсценировки не позволили по- настоящему развиться конфликту Кармен и Хосе, и финальное противостояние, разрешившееся гибелью героини, оказалось менее катастрофичным, чем могло бы быть.

Между тем Кармен такой, как играет ее Александра Чилин-Гири, -  сложнейший и парадоксальный  образ. Манкость, женственность, способность любить, соединяются с главной доминирующей страстью – стремлению к свободе. И  ради этого сжигается все остальное, свободолюбие граничит с беспринципностью и эгоизмом, который парадоксальным образом сочетается с жалостью к возлюбленному и пониманием своей обреченности. Работа искренняя, отважная, честная.  Чего мне пока не хватило в образе– это  страха смерти  в Кармен. Пусть она тщательно прячет его от других, но   даже в секундных паузах, оценках, наедине с собой, этот страх может проскальзывать. Он естественен для живого человека, даже если он смел до безрассудства, но ведь  не робот. И тогда финальный конфликт с Хосе мог бы стать ярче, ибо если один человек угрожает отнять жизнь у другого, а тот абсолютно спокойно с этим соглашается и принимает как должное , то собственно в чем тогда драма?


При том, что «Кармен» – история двух любящих людей, меня поразило, как виртуозно и слаженно работает актерский ансамбль. Слово «массовка» тут и вспоминать грешно. Перевоплощения из солдат в смешных жителей захолустного городка, из отчаянных контрабандистов в раззолоченную публику на корриде, из соблазнительных работниц на табачной фабрике в гордых испанок или смешных провинциалок. Настоящий вихрь находок, деталей, казалось, на сцене не десяток человек, а  сотня лиц и разнообразнейших характеров, показанных за долю секунды  яркими вспышками. И снова отдаю должное мастерству постановщика.

«Кармен» – незаурядный спектакль в репертуаре Волковского. Понимаю, что в условиях небольшого города, где из шестисоттысячного населения активная часть зрителей составляет  всего лишь определенную часть, через год-два сборы любого спектакля неминуемо снижаются. Понимаю, что  в театре экономическая необходимость иногда подчиняет себе художественную. Вопрос в цене такого компромисса для спектакля, для зрителя.


На фото Сцены из премьерного спектакля





Фото из группы Театра вконтакте

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»