Премьера "Божественной комедии" в Ярославском театре кукол

Если коротко: крайне редкий в Ярославле спектакль для взрослых, смешно, лирично, умно, куклы – восторг и удивление. Must-have

Бунт Первых

Ярославский театр кукол открыл 94-й сезон спектаклем «Божественная комедия» по пьесе Исидора Штока. Казалось бы, открытие как открытие, традиционное. И все же было что-то во вчерашнем вечере, что-то особенное, что можно назвать словом «впервые». Первая встреча со зрителем после пандемии. Первый после долгого отсутствия в репертуаре спектакль для взрослых. Первые тишина и смех в зале после долгой разлуки. Сотворение мира на сцене. Первые люди. Первая любовь. Первая размолвка и первый конфликт.

Написанную в 1961 году пьесу И.Штока режиссер Алексей Смирнов сделал абсолютно сегодняшней, не изменив в ней ни слова. Он не стал делать акцент на смешение пародийных акцентов советской действительности и библейских событий, как это было в знаменитом спектакле, поставленном Сергеем Образцовым в Центральном театре кукол. История получилась о вечных семейных ценностях и вечных же проблемах: старшее поколение строит жизнь, предлагая молодым пользоваться всеми благами при единственном условии. Надо неукоснительно следовать установленным правилам и не задавать вопрос «почему». Любовь же для людей и вовсе оказывается под строжайшим запретом. Молодые хотят жить по-своему, устраивают бунт и бегут из рая.

История для взрослых потребовала от актеров-кукольников несколько другого способа существования: ухода от привычных штампов зайчиков-Бармалеев. И актеры сумели, не теряя комедийный накал, сыграть и нежность, и лирику, и страдание от непонимания людьми друг друга. Создатель в исполнении з.а.России Валерия Смирнова подкупает калейдоскопом красок: он и мил, и смешон в самолюбовании, и страшен в старческом эгоизме, и по-человечески беспомощен в одиночестве. Блестяще-гротескна в роли Демона Ирина Климушкина. Ее умный и ироничный герой, блестящий организатор, снедаемый комплексом непризнанного гения, закручивает историю с грехопадением людей как лучшую аферу века.

Художник-постановщик спектакля Полина Борисова – французская актриса русского происхождения. Она создатель уникального авторского стиля камерных моно-спектаклей, в которых она и дизайнер, и режиссер, и актриса. Герои спектакля Адам, Ева, первая женщина Лилит поражают необыкновенной гармонией, одухотворенностью черт.

И особо хочется отметить виртуозное кукловождение ярославских артистов. Они наряжены в черных костюмы, с закрытыми лицами, и невидимы в темноте. Куклы живут, плавно парят в воздухе, перемещаются в райской невесомости с невероятной грацией. Обычный зритель и не догадается, что каждую куклу ведут не меньше трех актеров. Вот где настоящая слитность и невероятное партнерство: трем разным людям надо превратиться в единое существо.

Сатирическую тему наглядно выражает хор ангелов, решенных весьма забавно: над кукольными тельцами возвышаются головы артистов. Это напоминает газетные карикатуры начала XX века: неправдоподобно большие головы на крошечных фигурках.

«Божественная комедия» покоряет не только своей зрелищностью и философией, но и музыкой Николая Морозова. Особое ощущение возникает от финального хора. Когда престарелые Адам и Ева застывают посреди сцены, один за другим их окружают потомки – люди. Артисты открывают лица, выходят на авансцену и поют, обращаясь к залу, приветствуя новых людей. Бунт Первых против рая, где есть все, кроме любви, не был бессмысленным и беспощадным. Хорошо бы еще помнить почаще, что мы все-таки люди.

На изображении может находиться: 1 человек, на сцене, текст «вести ярославль»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»