Озорной апельсин

В задорной короткометражке, показанной на экране во время открытия фестиваля «Будущее театральной России», оранжевый фрукт перебрасывали друг другу серьезные люди. Бросали: ректор Ярославского государственного театрального института Сергей Куценко, директор Волковского театра  Юрий Итин,  художественный руководитель Первого русского Евгений Марчелли, художественный руководитель фестиваля БТР Ольга Никифорова.
 От них эстафета прилетела к выпускникам театральных институтов Владивостока, Воронежа, Ярославля, каждый из которых обыграл приглашение по-своему.

Церемония открытия сочетала в себе классику  и студенческий задор. Хор актеров-волковцев в строгих костюмах исполнил средневековый гимн студенчества «Gaudeamus igitur», со сцены прозвучали официальные приветствия  директора департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Ирины Тарасовой, заместителя председателя Правительства Ярославской области Ростислава  Даниленко, а в фойе студенты громко читали стихи русских классиков. Старт фестивалю дал  ректор Театрального училища им. Щепкина Борис Любимов.
Нынешний БТР  собрал на своей «броне» 17 вузов из 12 регионов страны от Хабаровска до Москвы, более 400 участников. Возможно, что фестиваль-биржа  даст кому-то из выпускников счастливый шанс    найти свой театр.
Подробную программу фестиваля смотри здесь.
Открылся фестиваль спектаклем студентов Российского университета театрального искусства – ГИТИСа «Иванов.7 явлений» по чеховской пьесе.Мастерская  Евгения Каменьковича и Дмитрия  Крымова.Режиссер П.Горбачев.


Спектакль был решен  предельно минималистично. На открытом пространстве сцены возвышался полупрозрачный подсвеченный куб.  Сначала он становился домом, куда  пряталась  Сара - Анна (Полина Айрапетова), затем, опрокинутый, символизировал гроб. Позже поверх черной ткани герои, торопясь отпраздновать свадьбу, набрасывали белую скатерть. Однако избавиться от ощущения смерти, затаившейся рядом, невозможно. В итоге выстрел Иванова происходил за сценой,  драпировка с куба сдергивалась,  и зрителям демонстрировался  прозрачный ящик, в котором Иванов покоился рядом с Сарой.

Отдавая должное художественной изобретательности сценографии, все же рискну предположить, что полностью она не сыграет за актеров. Возможно, как часто бывает, студенческий спектакль, рассчитанный на скромное помещение, отчасти потерял свою энергетику и слаженность, попав  на огромную волковскую сцену. Но задача дипломного спектакля прежде всего представить выпускников в наиболее выигрышном качестве. И, конечно, Сара в исполнении Полины Айрапетовой  стала тем центром тепла, который согревал и запутавшегося в жизни Иванова, и никчемных обитателей дома. В хрупкой молодой женщине с восточной грацией, роскошными вьющимися волосами, печальными глазами на исхудавшем лице, были и манкость, и отчаяние, и вызов надвигающейся смерти, и оскорбленное женское самолюбие, и обреченность. Ушла Сара, растворилась в воздухе серебристым облаком (белый дым действительно заполнил куб в момент ее смерти, вырвался за пределы, рассеялся по сцене), и словно исчезло все, что привязывало ее мужа к жизни. Торопливо и скомканно Иванов бросает реплики по  поводу собственной несостоятельности, поспешно завершает  свои земные дела и спешит за кулисы, откуда раздается положенный по пьесе выстрел.
Программа БТР -2015 обещает интересные встречи с драмой, мюзиклы, кукольные спектакли. В его программе  22 спектакля, ночные кинопоказы ВГИК,и, что особенно интригует, костюмированное шествие «Ночь всех поэтов». Похоже, озорной оранжевый фрукт был брошен не зря.


Фото из группы в ФБ Мастерская Каменьковича-Крымова и Волковский театр

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»