Марийский балет - танец молодых

Участие Марийского театра в Волковском фестивале осенью 2016 года - прекрасный повод, что бы вспомнить знакомство с ними во время прошлогодних гастролей, а заодно подробнее рассказать о самом театре.Материал был написан  почти год назад   для одного из толстых журналов.

В ноябре 2015 года в Ярославле впервые побывал Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева. 
Театр сравнительно молод. В 1994 году Постановлением Правительства республики Марийский музыкальный театр был переименован в Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева. Изначально основу молодого театра составили выпускники Московской, Ленинградской, Горьковской и Казанской консерваторий, а также Московского, Ленинградского и Пермского хореографических училищ.  Сейчас же балетная труппа состоит преимущественно из выпускников  отделения  «Хореографическое искусство» Республиканского колледжа культуры и искусств  при Лицее Бауманском. Отделение было  создано по инициативе нынешнего художественного руководителя театра Константина Иванова.
 «Я сделал вывод, что надо воспитывать артистов здесь, а не приглашать со стороны,  потому что это совсем другое состояние у человека, который  впитал все с молоком матери, любит свой край и визуально, и внутренне», - говорит он.
14238292_665885113586196_3115832345358077901_n.jpg
Константин Иванов с наградой Правительства РФ им. Федора Волкова


За  пятнадцать лет  хореографическое отделение выпустило целую плеяду блестящих танцовщиков, завоевавших  самые высокие награды  престижных балетных конкурсов, в числе которых Международный  конкурс  Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (звание лауреата 1 степени и Золотая медаль у Кирилла Паршина), Всероссийский  конкурс  артистов балета им. Г. Улановой (г. Красноярск), Открытый российский конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск» и другие.

RST_2707.jpg

Одно из замечательных событий, которое дарит каждую весну Марийский театр,-  фестиваль балетного искусства в честь Галины Улановой. Фестиваль дарит поклонникам балета  атмосферу вдохновения, множество ярких эмоций, возможность насладиться высоким искусством танца в исполнении как «звездных» гостей, так и  марийских танцовщиков. Для художественного руководителя театра Константина Иванова, в прошлом солиста Большого театра, имя Улановой особенно дорого: будучи партнером некоторых ее учениц, он присутствовал на репетициях Галины Сергеевны. Он рассказывал, что в грустный день, когда Галина Сергеевна ушла из жизни, балетная труппа Большого находилась на гастролях в Каире, и попрощаться с ней он не смог.
«Наш фестиваль – по сути, единственный творческий мемориал великой балерине, -  считает Константин Иванов.- Если  раньше его программа состояла только из выступлений приглашенных звезд, сейчас же положение иное. «Звезды» вливаются в готовый спектакль, и наши артисты играют абсолютно равноправную роль.» Фестиваль открывает новые имена и новые спектакли. Минувший был отмечен премьерой одноактового балета «Письма с фронта»( о котором речь впереди), на будущем  фестивале планируют премьеру балета «Чиполлино». 

Театр много и успешно гастролирует по городам России и за рубежом. В гастрольной афише  – Мексика, Китай, Германия. Во многих странах с марийской труппой заключены дологосрочные договоры на выступления. В июле   состоялись гастроли театра на столичной сцене  РАМТа. Нынешние гастроли  проходили в рамках тура по городам России, поддержанного грантом Министерства культуры РФ. В  гастрольном маршруте  кроме Ярославля - Вологда, Череповец, Кострома и другие  города.

В программу вечера были включены два одноактных балета: беспроигрышная «Кармен» в постановке Аллы Александровой и  недавняя премьера театра -  «Письма с фронта» хореографа Нины Мадан.


«Кармен» представляла собой скорее размышление постановщика на всем известный сюжет. Особыми неожиданностями, впрочем, зрителя не шокировали. В костюмах  доминировали черные, белые и красные цвета. (Художник Татьяна Изычева). Кармен танцевала в черно-красном платье, костюм Эскамильо был в неизменных оперных традциях – белый с золотом, Хосе в зависимости от стадий, в которых находились его отношения с Кармен, облачался в белую, черную и кроваво-красную рубашку. 

image.image4023.jpg

По замыслу хореографа, все главные герои – и Кармен, и Хосе, и Эскамильо  оказались не более чем игрушками в руках судьбы. В сюжет введен еще один персонаж – Рок. В исполнении Светланы Паршиной это хрупкое существо, затянутое в черный облегающий костюм.  В коротких дуэтных сценах с Кармен и Эскамильо она словно ставит на их жизнях черный росчерк  резким неумолимым движением рук. Не потому ли два человека так неудержимо тянутся друг другу, что интуитивно чувствуют свою обреченность?  Подручные Рока – танцовщики в черных балахонах с лицами, с закрытыми капюшонами, довершают мрачную атмосферу. Напрасно Кармен (Екатерина Байбаева), прочитав  по картам свою судьбу, в тоске мечется между ними - приговор неумолим.

Кармен в этом спектакле красива, ее танец технически не слишком замысловат, движения напоминают классические  балетные позы, лишены  испанской  страстности. В дуэтах с Хосе (Артем Веденкин) она  в меру кокетлива, в меру эротична, словно победа над хрупким романтическим мальчиком оказалась столь легка, что не стоила  чрезмерных усилий. Настоящий огонь и жажда победы возникла в ее Кармен лишь при встрече с харизматичным Эскамильо. Тореадор, партию которого танцует  ведущий солист Кирилл Паршин, оказался, пожалуй, главным энергетическим центром спектакля. Высокие, мощные прыжки,  энергичные вращения, неукротимое  мужское обаяние - да, у юного Хосе перед таким соперником не было никаких шансов.  Но и Хосе со своей тоской и отвергнутой любовью –  не более,чем нож, уготованный Роком для Кармен. В финале он на руках уносит тело Кармен,  фигуры в черных балахонах с зажженными свечами двигаются в погребальной  процессии,  и сгущающаяся тьма ставит точку в истории. 


Премьера одноактного балета «Письма с фронта» состоялась в рамках последнего  фестиваля им. Галины Улановой. Хореограф Нина Мадан поставила балет  в Музыкальном театре им. Наталии Сац, затем по приглашению художественного руководителя Марийского театра оперы и балета Константина Иванова повторила постановку с артистами марийского балета.

RST_5385.jpg

 В основу балета легла музыка В. Гаврилина -  его вокально-симфонический цикл «Военные письма». Спектакль, возникший в год 70-летия Победы, к .счастью, лишен всех примет так называемого «датского» спектакля. Хореографу  и молодым артистам удалось создать искренний и эмоциональный рассказ о хрупкости человеческой жизни, передать трагедию любви, раздавленной войной. Получился даже не вполне балет, скорее,синтетическое зрелище. 

Сюжетная линия спектакля построена на фронтовых письмах, которые читают оперные артисты театра Анастасия Ершова и Сергей Гарашкин. Эти письма - подлинные: некоторые были найдены в архивах, а некоторые получены от ветеранов. Танцовщики языком современной хореографии рассказывают в нескольких миниатюрах короткие истории любви и расставания героев. Главная сюжетная линия  происходит между персонажами, названными Он и Она. Летом 1941 года война врывается в мирную жизнь  и разлучает влюбленных. Гудки паравозов. Чемодан в руке юноши. И ничто не может изменить неумолимого хода вещей – ни  отчаянные объятья возлюбленной, ни ее попытки задержать мгновение разлуки хотя бы на секунду.

Пока разворачиваются истории-миниатюры с другими героями, Она черной тенью скользит между ними, утешает оставленных жен и невест, сливается в общем круге женщин, обреченных на ожидание. Когда приходит известие о смерти возлюбленного, падают последние границы, которые сдерживали ее отчаяние.

Хрупкая фигурка мечется по сцене в безумии.Диссонансные линии тонких рук грифелем перечеркивает пространство хаотичными линиями. Ослепшей птицей бросается она в белую толпу,как в облако,  взрывая ее в клочья  исступленными  взмахами рук. Светлана Паршина, только что исполнившая партию бесстрастного отрешенного Рока, - кто бы мог поверить, что в ней таится такая сила, накал и драматизм. 


Визуальное решение    лаконично– пустая сцена, черный задник. (Художественное оформление – Анна Гладкова).  Белые просторные костюмы танцовщков напоминают одежды обреченных на заклание жертв, в радостные мгновения воспоминаний  подчеркивают чистоту коротких историй любви, иногда напоминают хронику советских парадов физкультурников – молодые, крепкие тела, которые вот-вот поглотит  ненасытная мясорубка войны. (Художник по костюмам Татьяна Изычева).

Первая встреча марийского балета с ярославским зрителем оказалась счастливой и подарила мгновения искренней радости. Молодые  талантливые танцовщики марийской труппы оставили  яркие впечатления.Сожалеть, пожалуй, приходится лишь  о том, что встреча оказалась столь короткой. 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»