В ноябре 2015 года в Ярославле впервые побывал Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева.
Театр сравнительно молод. В 1994 году Постановлением Правительства республики Марийский музыкальный театр был переименован в Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева. Изначально основу молодого театра составили выпускники Московской, Ленинградской, Горьковской и Казанской консерваторий, а также Московского, Ленинградского и Пермского хореографических училищ. Сейчас же балетная труппа состоит преимущественно из выпускников отделения «Хореографическое искусство» Республиканского колледжа культуры и искусств при Лицее Бауманском. Отделение было создано по инициативе нынешнего художественного руководителя театра Константина Иванова.
«Я сделал вывод, что надо воспитывать артистов здесь, а не приглашать со стороны, потому что это совсем другое состояние у человека, который впитал все с молоком матери, любит свой край и визуально, и внутренне», - говорит он.
Константин Иванов с наградой Правительства РФ им. Федора Волкова
За пятнадцать лет хореографическое отделение выпустило целую плеяду блестящих танцовщиков, завоевавших самые высокие награды престижных балетных конкурсов, в числе которых Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (звание лауреата 1 степени и Золотая медаль у Кирилла Паршина), Всероссийский конкурс артистов балета им. Г. Улановой (г. Красноярск), Открытый российский конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск» и другие.
Одно из замечательных событий, которое дарит каждую весну Марийский театр,- фестиваль балетного искусства в честь Галины Улановой. Фестиваль дарит поклонникам балета атмосферу вдохновения, множество ярких эмоций, возможность насладиться высоким искусством танца в исполнении как «звездных» гостей, так и марийских танцовщиков. Для художественного руководителя театра Константина Иванова, в прошлом солиста Большого театра, имя Улановой особенно дорого: будучи партнером некоторых ее учениц, он присутствовал на репетициях Галины Сергеевны. Он рассказывал, что в грустный день, когда Галина Сергеевна ушла из жизни, балетная труппа Большого находилась на гастролях в Каире, и попрощаться с ней он не смог.
«Наш фестиваль – по сути, единственный творческий мемориал великой балерине, - считает Константин Иванов.- Если раньше его программа состояла только из выступлений приглашенных звезд, сейчас же положение иное. «Звезды» вливаются в готовый спектакль, и наши артисты играют абсолютно равноправную роль.» Фестиваль открывает новые имена и новые спектакли. Минувший был отмечен премьерой одноактового балета «Письма с фронта»( о котором речь впереди), на будущем фестивале планируют премьеру балета «Чиполлино».
Театр много и успешно гастролирует по городам России и за рубежом. В гастрольной афише – Мексика, Китай, Германия. Во многих странах с марийской труппой заключены дологосрочные договоры на выступления. В июле состоялись гастроли театра на столичной сцене РАМТа. Нынешние гастроли проходили в рамках тура по городам России, поддержанного грантом Министерства культуры РФ. В гастрольном маршруте кроме Ярославля - Вологда, Череповец, Кострома и другие города.
В программу вечера были включены два одноактных балета: беспроигрышная «Кармен» в постановке Аллы Александровой и недавняя премьера театра - «Письма с фронта» хореографа Нины Мадан.
«Кармен» представляла собой скорее размышление постановщика на всем известный сюжет. Особыми неожиданностями, впрочем, зрителя не шокировали. В костюмах доминировали черные, белые и красные цвета. (Художник Татьяна Изычева). Кармен танцевала в черно-красном платье, костюм Эскамильо был в неизменных оперных традциях – белый с золотом, Хосе в зависимости от стадий, в которых находились его отношения с Кармен, облачался в белую, черную и кроваво-красную рубашку.
По замыслу хореографа, все главные герои – и Кармен, и Хосе, и Эскамильо оказались не более чем игрушками в руках судьбы. В сюжет введен еще один персонаж – Рок. В исполнении Светланы Паршиной это хрупкое существо, затянутое в черный облегающий костюм. В коротких дуэтных сценах с Кармен и Эскамильо она словно ставит на их жизнях черный росчерк резким неумолимым движением рук. Не потому ли два человека так неудержимо тянутся друг другу, что интуитивно чувствуют свою обреченность? Подручные Рока – танцовщики в черных балахонах с лицами, с закрытыми капюшонами, довершают мрачную атмосферу. Напрасно Кармен (Екатерина Байбаева), прочитав по картам свою судьбу, в тоске мечется между ними - приговор неумолим.
Кармен в этом спектакле красива, ее танец технически не слишком замысловат, движения напоминают классические балетные позы, лишены испанской страстности. В дуэтах с Хосе (Артем Веденкин) она в меру кокетлива, в меру эротична, словно победа над хрупким романтическим мальчиком оказалась столь легка, что не стоила чрезмерных усилий. Настоящий огонь и жажда победы возникла в ее Кармен лишь при встрече с харизматичным Эскамильо. Тореадор, партию которого танцует ведущий солист Кирилл Паршин, оказался, пожалуй, главным энергетическим центром спектакля. Высокие, мощные прыжки, энергичные вращения, неукротимое мужское обаяние - да, у юного Хосе перед таким соперником не было никаких шансов. Но и Хосе со своей тоской и отвергнутой любовью – не более,чем нож, уготованный Роком для Кармен. В финале он на руках уносит тело Кармен, фигуры в черных балахонах с зажженными свечами двигаются в погребальной процессии, и сгущающаяся тьма ставит точку в истории.
Премьера одноактного балета «Письма с фронта» состоялась в рамках последнего фестиваля им. Галины Улановой. Хореограф Нина Мадан поставила балет в Музыкальном театре им. Наталии Сац, затем по приглашению художественного руководителя Марийского театра оперы и балета Константина Иванова повторила постановку с артистами марийского балета.
В основу балета легла музыка В. Гаврилина - его вокально-симфонический цикл «Военные письма». Спектакль, возникший в год 70-летия Победы, к .счастью, лишен всех примет так называемого «датского» спектакля. Хореографу и молодым артистам удалось создать искренний и эмоциональный рассказ о хрупкости человеческой жизни, передать трагедию любви, раздавленной войной. Получился даже не вполне балет, скорее,синтетическое зрелище.
Сюжетная линия спектакля построена на фронтовых письмах, которые читают оперные артисты театра Анастасия Ершова и Сергей Гарашкин. Эти письма - подлинные: некоторые были найдены в архивах, а некоторые получены от ветеранов. Танцовщики языком современной хореографии рассказывают в нескольких миниатюрах короткие истории любви и расставания героев. Главная сюжетная линия происходит между персонажами, названными Он и Она. Летом 1941 года война врывается в мирную жизнь и разлучает влюбленных. Гудки паравозов. Чемодан в руке юноши. И ничто не может изменить неумолимого хода вещей – ни отчаянные объятья возлюбленной, ни ее попытки задержать мгновение разлуки хотя бы на секунду.
Пока разворачиваются истории-миниатюры с другими героями, Она черной тенью скользит между ними, утешает оставленных жен и невест, сливается в общем круге женщин, обреченных на ожидание. Когда приходит известие о смерти возлюбленного, падают последние границы, которые сдерживали ее отчаяние.
Хрупкая фигурка мечется по сцене в безумии.Диссонансные линии тонких рук грифелем перечеркивает пространство хаотичными линиями. Ослепшей птицей бросается она в белую толпу,как в облако, взрывая ее в клочья исступленными взмахами рук. Светлана Паршина, только что исполнившая партию бесстрастного отрешенного Рока, - кто бы мог поверить, что в ней таится такая сила, накал и драматизм.
Визуальное решение лаконично– пустая сцена, черный задник. (Художественное оформление – Анна Гладкова). Белые просторные костюмы танцовщков напоминают одежды обреченных на заклание жертв, в радостные мгновения воспоминаний подчеркивают чистоту коротких историй любви, иногда напоминают хронику советских парадов физкультурников – молодые, крепкие тела, которые вот-вот поглотит ненасытная мясорубка войны. (Художник по костюмам Татьяна Изычева).
Первая встреча марийского балета с ярославским зрителем оказалась счастливой и подарила мгновения искренней радости. Молодые талантливые танцовщики марийской труппы оставили яркие впечатления.Сожалеть, пожалуй, приходится лишь о том, что встреча оказалась столь короткой.