Героическая и прекрасная

Новосибирский оперный представил концертное исполнение оперы Гуно «Фауст» на Волковском фестивале 
Это была героическая и прекрасная авантюра – представить на ярославской сцене одну из масштабных постановок «Сибирского Колизея» - Новосибирского театра оперы и балета – «Фауста» Гуно. Конечно, не саму оперу – новосибирская сцена в три раза превосходит по размерам волковскую, а ее концертную версию, подкрепленную показом видеоверсии спектакля.

Даже неискушенному зрителю ясно, что задача   стояла не из простых. В итоге получилось больше, чем просто концертное исполнение, но, разумеется, меньше, чем полноценный спектакль.  Тем не менее хочется искренне поблагодарить за  высокий профессионализм  дирижера Петра Белякина, сумевшего добиться не только прекрасного слаженного звучания оркестра, хора и солистов, но и ювелирного синхрона с видеорядом как говорится в режиме онлайн. 

Из «Фауста» Гуно почти все знают знаменитые куплеты Мефистофеля «На земле весь род людской», отчасти на слуху фрагмент из «Вальпургиевой ночи».  Особо на цитаты ее не растаскивали – произведение сложное, мотив на память не напоешь. 

Оно напомнило  мне средневековую мистерию с непременным моралите в финале. В центре сюжета – история любви доктора Фауста, вернувшего себе молодость, и Маргариты. В постановке Игоря Селина, на мой взгляд,  получилась история о  любви  разрушительной.
О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Фауст в решении режиссера –лишь марионетка в руках всесильного Мефистофеля. Трость сатаны  то и дело вонзается в спину юноши, и тот беспомощен, словно бабочка, насаженная на булавку. Партию Фауста исполнил Владимир Кучин – и это счастливый  (и нечастый) случай, когда молодость и обаяние артиста сочетаются с драматическим талантом и  прекрасным голосом.

Особенно ярко ощущение средневековой мистерии вызвали сцены   с Маргаритой (лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Ирина Чурилова).  Весь сюжет по сути -  борьба за ее душу. Как искусно Мефистофель расставил  для нее ловушки! Начинается с малого – выбора  между знаком трепетной  любви – цветами Зибеля  и украшениями, тешащими тщеславие. Остаться чистой в своей любви к Фаусту или поддаться плотскому искушению. Ослепленная любовью, она не замечает, как проигрывает одну битву за другой.  Шаг за шагом по ступеням ведущим вниз. Здесь и отчаяние, неверие в божье прощение, и убийство новорожденного ребенка, пусть в умопомешательстве. Бесспорно, свежий,  сильный голос Ирины Чуриловой, ее великолепное форте в финальных драматических сценах стал украшением  спектакля.

И, говоря о  солистах, невозможно  не сказать об одной из ярких жемчужин постановки – партии Зибеля в исполнении  контр-тенора Владимира Магомадова, победителя последнего проекта «Большая опера». До сих пор я храню в памяти то первоначальное онемение и последующий  восторг от   уникального  звучания его голоса. Живой  звук оказался еще богаче,  что уже вообще на грани фантастики. А видеоверсия спектакля показала его неплохие драматические данные . Правда, очень хотелось попросить Гуно специально для Магомадова дописать партию Зибеля, увеличить ее  раза так в два-три. Уж очень  мала! Но это уже по ведомству  Мефистофеля.

Мне искренне жаль людей, для которых опера – скучное и непонятное зрелище. Мне жаль тех, кому еще не открылась чарующая красота, гибкость и выразительность человеческого голоса.  Если бы они могли ощутить на себе ни с чем не сравнимые минуты, когда сливаются в единое    великолепное многоголосие хора Новосибирского оперного (главный хормейстер – засл.деятель искусств России Вячеслав Подъельский), мощное органное звучание оркестра под управлением Петра Белякина  и завораживающие голоса солистов, я уверена, они мгновенно оказались бы в рядах поклонников оперного искусства. 

Слушать  подлинную оперу – все равно, что стоять посреди готического храма, когда музыка пронизывает все  твое существо, когда каждая клетка твоего тела очищена и наполнена потоком божественного света. Остается только поблагодарить новосибирцев  за минуты подлинной оперы.

на фото

Сцена из спектакля "Фауст"

Источник

Владимир Магомадов в парии Зибеля

Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»