"Это история долгая..."

Интервью ректора Школы-студии МХАТ им. Немировича-Данченко, Президента молодежного фестиваля «Будущее театральной России» Анатолия Смелянского для газеты «Культура»
С 16 по 22 апреля Ярославль стал местом проведения очередного фестиваля дипломных студенческих спектаклей театральных вузов России. Накануне фестиваля он ответил на несколько вопросов корреспондента газеты «Культура». Приводим полный текст интервью.

1.Чему будет посвящен Ваш мастер-класс в этом году? 

-Мой мастер - класс будет посвящен проблемам современного российского театра, но не вообще, а с точки зрения Станиславского и его идей. Дело в том, что нынешний год предъюбилейный. В январе 13 года мир будет отмечать 150-летие Константина Сергеевича. Вот я и хочу увидеть наши проблемы, так сказать, на фоне человека, который придумал Художественный театр и начал одну из самых важных страниц мировой театральной истории.

2. В афише БТР- 2012 стоит спектакль МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ. THE IMAGINARY INVALID - совместная аспирантская программа Школы-студии МХАТ и Института высшего театрального образования при Гарвардском университете. Расскажите, пожалуйста, поподробнее про международную студию школы студии МХАТ и в частности об этой работе.

-Да, это большая новость нынешнего фестиваля. Школа-студия представляет не только российских студентов, но и впервые за много лет представляет спектакль, сотворенный в Институте Высшего театрального образования при Гарвардском университете. Пятнадцать лет назад мы создали совместную актерскую аспирантуру, каждую весну три месяца американские актеры играют в нашем студенческом театре в Камергерском, но мы никогда не выезжали за пределы Москвы. Ярославль первый город и всероссийский фестиваль первый фестиваль, в котором наши американские ученики участвуют. Понятно, я думаю, почему Ярославль: город, в котором начинается история русского профессионального театра. Плюс ко всему прекрасный город: мы хотим, чтобы американцы разделили с нами любовь к этому городу. Они сыграют в Ярославле фарс Мольера "Мнимый больной", естественно играть будут по-английски. Очень хотел бы обратиться к тем, кто придет на этот спектакль, особенно, к тем, кто не тверд в английском: перечитайте пьесу французского классика, чтобы полноценно смотреть спектакль и понимать его стиль и сам замысел. Надо сказать, что сама возможность показать этот спектакль на фестивале стала реальностью при помощи благотворительного фонда "Вольное дело" Олега Дерипаски.  Мы много лет сотрудничаем с этим фондом, неоднократно русские студенты играли свое спектакли на Кубани, и вот теперь расширили географию: привозим гарвардских актеров в Ярославль.

3. На Ваш взгляд, сохраняется ли общая тенденция, что выпускники  московских и петербургских театральных вузов остаются в столицах, а закончившие провинциальные вузы пополняют  труппы провинциальных театров?

-Тенденция, о которой вы говорите, не очень хорошая. Я мечтаю, чтобы качество жизни и возможности культуры в разных регионах России стали бы выравниваться. И тогда не будет вот этого истерического (и вполне понятного) желания любого выпускника московской театральной школы зацепиться в Москве и не возвращаться на свою малую родину. В этом плане американцы дают нам некоторый пример: да, Нью-Йорк притягивает всех актеров, но рядом с ним существует на равных условиях множество иных центров театральной культуры, где работают успешно тысячи выпускников американских театральных школ. Работать в Чикаго или Сан-Франциско также престижно, как и в Нью-Йорке.

4. Через вас как преподавателя прошло за годы многие поколения студентов. Они изменились? В чем?

-Студенты, конечно, меняются, как меняются "предлагаемые обстоятельства" нашей жизни (использую термин Станиславского).  Важное отличие: ребята раскрепощены, гораздо более свободны (во всех смыслах). Свобода, правда, далеко не всегда соответствует внутренней культуре. Им еще предстоит то, о чем Чехов писал: по капле выдавливать из себя раба. А это история долгая...

На фото: А.М. Смелянский  на церемонии открытия фестиваля "Будущее театральной России" в Театре имени Волкова

Фото группы Волковского театра

Вопросы – Светлана Гиршон

Ярославль, апрель 2012г


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»