БТР.Записки наблюдателя. День второй

Не раз и не два во время фестиваля меня охватывало сожаление, что я не могу увидеть все спектакли. Расписание показов, составленное удобно и разумно, это вполне позволяло, но у меня еще была основная работа - эфиры на радио. Так получилось и во второй день. Спектакль «Игры на заднем дворе» Екатеринбургского театрального института, назначенный на утро, я увидеть не смогла. Жаль, за весь фестиваль это была одна из немногих работ, поставленная на современном материале, говорящем о реалиях нашего дня. Зато, едва закончив работу, помчалась на чеховскую «Чайку», которую играли студенты «Щепки».
«Чайка» Чехова. Высшее  театральное училище имени М.С. Щепкина (Москва)
Мастер курса В.Коршунов. Режиссер А.Коршунов.
Реалистический  театр со всеми плюсами и минусами. Артисты добросовестно играли сюжет. Они уже знали, что такое подтекст, и пытались  его донести, однако воссоздать атмосферу – это задачка оказалась посложнее.  Все исполнители более или менее соответствовали типажам, как всегда в студенческих спектаклях была проблема с возрастными ролями. Исключением стал Максим Керин, игравший Сорина. Он очень удачно сумел  найти состояние стареющего человека, обремененного  недугами, но упорно цепляющегося за жизнь. Финал сыграл пронзительно, передал старость не  только через пластику –  выражение глаз было именно стариковское: понимание  безжалостно истекающего времени.
Запомнилась неожиданно деревенская Нина Заречная (Лада Чуровская), этакое дитя природы –с нелепым шишом на затылке, суетливая, восторженная провинциалка. В остальном никаких сюрпризов – что было написано, то и играли.
 И лишь в третьем акте, когда  герои  заговорили о том, что всю жизнь каждый из них занимался не тем, о чем мечтал, к чему был призван, возникло то неуловимое, что называется атмосферой. Бунтарь Треплев (Михаил Грищенко) оброс добропорядочной бородкой и присмирел, распрощавшись с надеждой обрести взаимность в любви. Нина из бесцветной провинциалки превратилась в  хрупкую женщину, с черными траурными глазами, надломленную смертью ребенка. Впервые ее текст оказался не чтением наизусть,  а задышал  настоящим чувством. Пусть на несколько минут, но Чехов в студенческой работе появился.

 Наскоро перекусив в близлежащем кафе ,я помчалась в Волковский театр, по пути утешая себя мыслью, что  есть очень неплохой шанс  увидеть классику не в нафталинном варианте, так как  Гоголя готовились сыграть выпускники РАТИ –ГИТИСа.

Н. Гоголь. «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».Российский университет театрального искусства – ГИТИС (Москва). Мастер курса В.Андреев. Режиссер А. Конышев.











На полупустой сцене  стояли перегородки, изображающие  стены домов и заборы. Плавно помахивая разноцветными платками,  двигались красивые девушки.  Семейство городничего изображало игру на музыкальных инструментах. Чтец докладывал текст повести.  Происходящее на сцене несколько оживлялось, когда два Ивана начинали ссориться, но отсутствие сюжета и внятной драматургии, не спасли даже обаятельные  исполнители. Вместо драматического спектакля   -  прочитанный со сцены вслух литературный текст. В качестве иллюстрации девушки на протяжении действия периодически помахивали  разноцветными платками.
Увы, проза так и не стала драмой. Я ушла после первого действия, что со мной бывает крайне редко. Но второй порции нафталинной скуки и отсутствия театра я выдержать  не смогла. И это - РАТИ??


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»