БТР.Записки наблюдателя.

Начало. День1
16 апреля начался молодежный фестиваль «Будущее театральной России». Первый день принес узнаваемые приметы фестиваля и вечно-новое, вечно-жадное ожидание праздника и азарт – а ну-ка, что покажет это поколение артистов? Мастер-класс А.М. Смелянского. Тронную речь перед началом фестиваля АМ с присущей ему самоиронией назвал послепасхальной проповедью. Мастер-класс был посвящен К.С. Станиславскому и современному театру. Он не обрушивал на слушателей пафос имен и даже предложил желающим студентам поспать на послеобеденной лекции. Сняв излишнюю серьезность, профессор говорил о деконанизации, десакрализации Станиславского. Гооврил о живых идеях, величие которых определялось масштабами оппонентов – Михаила Чехова, Всеволода Мейерхольда.Понимаю прекрасно,что перессказывать глубоко эрудированную речь человека, великолепного знатока всех тонкостейи театрального быта и психологии актеров, дело пустое. Лучше услышать первоисточник. Вскоре выложу аудиозапись мастер-класс аАнатолия Мироновича Смелянского.
ечер. Открытие БТР. Игривые мотивы и смешные рюкзачки за плечами театральных начальников, виденных на прошлых фестивалях,  канули в прошлое. Строгие костюмы, сдержанные улыбки. Несколько официальных напутственных слов директора департамента культуры г-жи Сорокиной, ректора ЯТИ С.Ф.Куценко, директора Волковского театра Ю. К. Итина и Президента фестиваля А.М. Смелянского. В общем, как оказалось, хорошо,что церемония открытия оказалась короткая. Двухактному «Острову» в исполнениии выпускников училища имени Щукина долгая прелюдия явно бы на пользу не пошла.

«Остров» Макдонаха. Мастер курса В.Николаенко. Режиссер С.Яшин


«Остров» – драма в чистов виде. Замкнутое пространство – ирландский остров, задворки Европы, где царит психология провинциала, наблюдающего издалека за жизнью остального мира, без сомнения,  сказочной. Где-то далеко есть все – от чупа-чупсов до кино и телескопов. Здесь же заброшенные,  искореженные нищетой, физической и духовной, жители острова гнутся  к стылым камням, тоскливо вглядываясь в даль холодного моря, за которым скрывается та самая недостижимо-прекрасная  сказка.


Действие разрывается ирландскими танцами, которые самозабвенно исполняют молодые артисты, проявляя великолепную пластику и музыкальность. И чем ярче красота и грация в танце, тем разительнее контраст превращения в согбенных, жалких, недалеких обитателей острова.Может быть, танец – это их мечта о самих себе?
Билли (Константин Давыдов) –стройный, тонкий,с ловно тростник, в мгновение ока на глазах зрителей превращается в калеку с изломанным, искореженным  телом.В его  глазах боль. Лицо оцепенело в ожесточенной маске, он весь, как натянутая тетива арбалета, готового к выстрелу. Я поймала себя на том, как сочувствие к герою сменяется уважением, а потом и восхищением силой духа инвалида, который дерзнул бросить вызов судьбе и изменить свою жизнь. В своем стремлении он доходит до жестокости, используя горе Малыша, но разве можно не простить его? С тем же отчаянным безрассудством он вырывает у судьбы крохи любви. Весь второй акт – безумные качели: от крушения всех надежд – к счастью, и с вершины сбывшейся мечты – в ад. Прекрасная актерская работа. Когда уходит со сцены, мечтаешь, чтобы поскорее вернулся. Артистов, способных сыграть Героев, можно по пальцам пересчитать. Константин Давыдов может стать одним из них. Лишь бы не растратился, не был затерт в сериальном конвейере.

Малыш (Михаил Гаврилов) – яркие, сочные краски, брутальный мачо, который тщательно скрывает ранимость. Очень точно и тонко  сыграна сцена с Билли, когда его герой соглашается на уговоры калеки отвезти его на кинопробы. Отлично сыгран парадоксальный перевертыш от жалости и сочувствия к ярости за обманутое доверие, от стыда за проблеск сантиментов  к звериной жесткости, с которой избивает калеку.


Лиана Ермакова сыграла, на мой взгляд, одну из самых ярких женских ролей. . Красивая фактурная девушка бесстрашно превратилась в пьющую безобразную жалкую старуху. Сыграно  ярко, сочно,смешно, а главное, соблюден художественный вкус, не позволивший соскользнуть в грубое комикование.
Впечатления от остальных исполнительниц  несколько слабее,  возникло ощущение рваности: удачные моменты чередовались с формальными или слабоватыми. Тетушки никак не могли  попасть в положенным им по роли возраст, молодость и задор выпрыгивали, как черт из табакерки. Очень интересно был сыгран Иваном Федотовым Джонни  Патин Майк. Классический пример,когда профессия журналиста (пусть и доморощенного) определяет характер, пронырливый, беспринципный тип, идущий на все ради добычи информации. Финальный перевертыш сюжета, когда жуликоватый циник оказывается спасителем  ребенка, сыгран очень органично. В целом, яркие ощущения от работы щукинцев еще долго не могли перекрыть другие фестивальные  спектакли.

(Продолжение следует)


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»