Русский писатель старец Григорий (4)

Вот уже двадцать первый год в четверг пятой седмицы Великого Поста мне, как священнослужителю, доводится во всеуслышание читать на утрени вместе с покаянным каноном Преподобного Андрея Критского маленькую книжечку «Житие матери нашей преподобной Марии Египетской».

Вот она пребыла с паломниками из Александрии в Египет. Стоит в потоке людей, устремившихся внутрь храма, где священниками воздвизается Животворящий Крест Господень. И не может войти. Видит воздвигаемый Крест издали, а приблизиться к нему не может, как ни старается, растолкав паломников, войти в храм. На сем силы ее покидают: «Решив, что причина этого – женское слабосилие, я вновь смешалась с входящими в храм и изо всех сил боролась и отталкивала соседей локтями, стараясь пройти вперед. Но все усилия были тщетны, ибо, когда злосчастные мои ноги ступили на порог, все люди беспрепятственно вошли, и только меня, бедную, храм не принимал. Словно воинский отряд, которому приказано было преградить мне вход, некая сила неизменно препятствовала мне, и снова я оказывалась в притворе. Мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм».

Великая грешница, будущая великая святая стремится прежде всего ко Кресту, и, когда ей не удается к Нему припасть, она обращается к образу посредницы, Пресвятой Богородицы, и дает обет отныне служить Ее Сыну. Пречистая помогает ей.

Но будем помнить, что прежде всего Мария Египетская стремилась именно ко Кресту. Всем существом своим сознавая, что только в Нем ее спасение.

Мы же, крещеные, носящие на себе крестик на цепочке золотой, серебряной или на гайтане простом, давно уже позабыли о том, что же это такое – Крест Господень. На Котором Христос распятыми кровоточащими Своими руками обнимает весь наш мир. Словно собирает, как заботливая наседка, кокошь, всех своих птенцов в свое гнездо. Укрывает крылами, не давая злым силам истребить нас.

Старец Зосима, благодаря которому мы знаем о Марии Египетской и который имел счастье видеть ее и собеседовать с ней, сообщил нам также и вовсе не укладывающееся в сознании – она молилась, стоя на воздухе неподвижно, поднявшись на локоть от земли. А еще в другой раз он увидел, как святая шла по лунному лучу через реку бурную Иордан, как по песчаной дорожке. Что за чудеса!

Да, и правда, вот пишет же современный израильский писатель, живущий рядом с Гробом Господним, о чуде схождения огня на Гроб в Православную Пасху как о «фольклоре, настоящем апокрифе». Это о том огне, который верующие развозят по миру, в тысячи русских храмов.

Когда-то мне довелось работать над картиной, посвященной преподобной Ефросинии Полоцкой. И сразу, только начал делать первые эскизы, почему-то появилась из набросков нечто и уже не ушло – стоит перед ангелом на коленях в снегу преподобная, в вкруг нее из снега вырастают яркие диковинные цветы. И совсем недавно я узнал такую историю:

«Когда святую мученицу Дорофею повели на место казни, чтобы по повелению мучителя Игемонаотсечь ей голову за исповедание Господа нашего Иисуса Христа, некоторый ученый, именем Феофил, советник Игемона, воскликнул к ней в насмешку: «Слушай, невеста Христова! Пошли мне яблоков и розанов из Рая, от Жениха своего». Святая сказала: «Поистине исполню это».

На месте казни она молилась и предстал пред ней Ангел Господень в виде отрока необыкновенной красы; он принес ей в чистом платке три прекрасных яблока и три красные розы. Святая сказала Ангелу; «Прошу тебя, отнеси их к Феофилу и скажи ему: вот тебе то, чего ты просил». Сказав это она преклонил главу под меч и была усечена.

«… Феофил, смеясь, рассказывал своим друзьям об обещании Дорофеи, когда внезапно предстал ему Ангел с тремя яблоками и тремя цветками, говоря ему: «Это посылает тебе святая дева Дорофея, как обещала, из Рая Жениха своего». Феофил, увидев дары, взял их в руки и воскликнул: «Истинный Бог – Христос, и нет в Нем никакой неправды». Друзья же сказали ему: «Феофил! Ты или сошел с ума или смеешься», тот отвечал: «Здравый разум требует от меня, чтобы я веровал, что Иисус Христос есть истинный Бог». «Отчего же ты так переменился?»

Феофил отвечал: «Скажите мне какой ныне месяц». Они сказали: «Февраль». Феофил: «Теперь зима. Вся Кападокия покрыта снегом и льдом, и нет ни одного дерева или растения, которое бы украшалось своими листьями; откуда же вы думаете эти цветы и яблоки со своими сучками и листьями?» Видя яблоки и цветы, осязая их, поражаясь их особенным благовониям, все удивленно говорили: «Мы не видали таких плодов и цветов и в обыкновенное время их».

Надо ли говорить, что Феофил превратился из гонителя в проповедника веры Христовой. А затем и сам в скором времени пролитием крови своей подтвердил свое исповедание Христа Спасителя.

- При скудных понятиях, которые мы имеем о веществе горнего мира, с достоверностью, однако ж, утверждаем, что вещество этого мира свободы нетление и блаженство должно управляться другими законами, нежели какими управляется вещество мира дольнего, служащего темницею и изгнанием для преступников Заповеди Божией.

- Земля – подобие Рая. Новсе праведники Ветхозаветной Церкви, странствовавшие на земле, начиная от Адама, проводили земную жизнь сообразно назначению, данному ей Богом. Они жили на земле, как в стране изгнания, как в стране плача и покаяния, питаясь надеждою обещанного Богом избавления, обозревая оком веры вечность.

- Адам, будучи живым, был и мертвым: он умер с того часа, в который вкусил от запретного древа.

- Райские растения, как мы видим, принесенные на землю, переходили, по мановению Божию, из тонкого состояния в состояние грубое, чтобы соделаться способными к действию на наши чувства. Так тело Богочеловека по воскресении Его уже принадлежащее горнему миру, соделывалось и видимым, и невидимым по воле Богочеловека, то являлось с плотью и костями, было осязаемо, принимало пищу, то проходило сквозь твердейшие земные вещества, как дух. Тела величайших святых уподобились еще в сей жизни телу Господа, а по воскресении и по всему будут подобны Ему.

- Хоть на Луну кидайся с собачьим воем, чтобы там, видишь ли, жить, только бы не видеть и не слышать всего этого, что вы нам рассказываете о мироустройстве. Это что же мракобесы до сих пор рассказывают. Он у них не только был мертвым и три дня в гробу пролежал, он у них в этовремя, оказывается, еще и в какой-то Ад сходил. А потом вместе с телом из запечатанной пещеры исчез, печать не повредив. Потом с учениками своими встречался, для этого в запертую комнату сквозь стену проходил. Мы это только в кино видели. А тогда-то какое же кино? Или было? … Уже? …

    «Древо» - много, очень много для нас за этим словом. «Древо познания Добра и Зла»; древо – «Дуб Мамврикийский»; древо Крестное, посаженное праведным Лотом; древние корабли плавают по морю Тевириадскому – тоже древяные.

    К одному из них шел по воде Спаситель.

    В западном пригороде Иерусалима находится монастырь Святого Креста и вот выдержки из трудов святителя Димитррия Ростовского,святые мощи которого и поныне освящают древнюю Ярославскую землю: «Дочерей Лота глубоко потрясло Божие разрушение Содома и Гоморры, и они решили, что, кроме них, на земле никого не осталось. И рече старейшая к юнейшей: отец наш стар, и никто же есть на земли, иже внидет к нам, яко же обычно всей земли: гряди убо, упоим отца нашего вином и преспим с ним, и восставим от отца нашего семя» (Быт. 19,32). Когда Лот очнулся и осознал свой грех, он с великим плачем и покаянием пошел к своему дяде Аврааму, ибо Священное Писание говорит, что Лот был праведен.

« … Авраам дал Лоту такую епитимью: они воткнули в землю три посоха – из кипариса, кедра и певга, которые остались у Авраама от посещения Пресвятой Троицы. Он велел лоту носить воду из Иордана и поливать эти насаждения. Каждый день Лот преодолевал путь длиной в двадцать пять километров. И, как говорит иудейское предание, бес являлся ему на дороге то в виде усталой женщины, то жаждущего путника и выпивал у Лота всю воду. Бесовские досаждения прекратились, когда Лот рассказал о них Авраамуи тот открыл ему смысл искушения. Много лет Лот во искупление своего греха поливал эти посохи, и они проросли. Более того, они срослись в один ствол, а ветви имели разные.

Когда же при царе Соломоне начали строить храм в Иерусалиме, древо срубили. Но в дело не пустили. Древо то было оставлено в церковном притворе при стене и служило седалищем для паломников. Царица же Савская, когда пришла в Иерусалим и осматривала храм, увидела там Древо и, будучи сивиллой, пророчицей, в ужасе прорекла: «Яко на том Древе Бог, облеченный в человеческое естество, должен умереть».

Устрашившись такого пророчества, царь Соломон повелел заковать Дерево глубоко в землю около Овчей купели, так называвшейся потому, что в ней омывали жертвенных животных, прежде чем вести их в храм Господень. По прошествии времени вода размыла землю, и Древо трисоставное оказалось в купели. Ангел Господень раз в год спускался в купель смыть с него ил. Воды купели стали целительными, и при ней был устроен дом милосердия – Вифезда.

Когда же настало время крестных мук Господа нашего Иисуса Христа, то из этого мокрого, тяжелого,никому не нужного Древа был сделан Крест, на котором распялся за нас Господь.

 И как древо райское было древом Адамова преслушания, так Древо Крестное стало Древом послушания, которое оказал Лот Аврааму, а Господь наш Иисус Христос-Отцу Небесному».

Закончить описание своих впечатлений от трудов старца Григория Распутина – Нового я хотел быещё несколькими отрывками из его книжек. Прежде всего о двух Великих Деревах. И напоследок – не знаю, впрочем, может ли сейчас кто-то из ныне живущих, считающих себя православными верующими, ходящими в храм по праздникам и т. д., последовать совету старца, - но всё же хотя бы прочтите. Совет этот не столько практический, сколь духовный.

Когда-то мы с моей покойной супругой однажды так вот, как у старца написано, вышли из города Москвы, но обратно в него не вернулись. И никогда не пожалели об этом. Получается, что прочитанный мной совсем недавно рассказ старца был мне близок ещё в давние времена моей жизни. На то, конечно, писатель Григорий Ефимович и есть не просто только русский крестьянин высоконравственной жизни, а ещё и тот, кого на Руси Великой всегда называли с благоговением: «Старец».

***

Мамврикийский дуб! Великая доброта и любовь над Мамврикийским дубом. Здесь Авраам приветствовал хлебом и солью Господа, который являлся в виде трёх странников, а теперь эта Троица славится и изображается. Мамврикийский дуб, а Сара и Авраам служат примером своей доброты. Как приятно разделить пищу со странником! Здесь заключается Премудрость в том, что явил Себя Господь в Троице заласковый привет Аврааму и Саре и всему их семейству. Припали к дереву, поклонились ему, отслужили молебен. Половина дуба посохла от великой древности, от многих тысяч лет, а есть несколько частей дерева, которые по чуду Божию зеленеют – это доброта Божия, и будет она во веки зеленеть и славить Бога. Так и хочется делать добро, так в этом древе доброта и зеленеет, да не загладится память о том, что Господь посетил этот дуб, и останется в сердце у всякого христианина.

***

Крестный монастырь самый древний из всех. В нем показывают место, где росло древо, то самое, на котором был распят Христос и которое посажено было праведным Лотом… Есть изображение этого дерева на иконах и как Лот поливает и сажает его- всё это в пещере изображено. Как Господь даже грешников прославляет! Сама Церковь воспевает это древо, из него Крест был сделан, на котором распят Христос.

Как увенчал Господь праведного Лота, он и раньше был праведный, а потом пал в великий разврат, но покаялся. Вот первое спасение – если ради Бога кто живёт, то хотя искусит его сатана, всё-таки спасётся, только бы не из корысти, а кто из корысти, тот Иуде брат будет. В доме Иоакима и Анны нашли мозаику – лань преклонила голову к ногам их.

Господи, все животные им покорны!

Много разных народов, и все в своём духе, но веры у всех и во всех нациях мало и любви нет… Критиковать и указывать на свою веру, как она высока, не надо, а надо сперва расположить их, а потом и сеять осторожно и кротко веру свою, но на это годы нужны.

***

После службы церковной, помолясь Богу, выйди в воскресный или праздничный день за город, в чисто поле… Иди и иди всё в перёд, пока позади себя не увидишь чёрную тучу от фабричных труб, висящую над Петербургом, а впереди прозрачную синеву горизонта… Стань тогда и помысли о себе… Каким ты покажешься себе маленьким, да ничтожным, да беспомощным, а вся столица в такой муравейник преобразится пред твоим мысленным взором, а люди – муравьями, копошащимися в нём!... И куда денется тогда твоя гордыня, самолюбие, сознание своей власти, прав, положения?... И жалким, и никому не нужным, и всеми покинутым осознаешьты себя… И вскинешь ты глаза свои на небо и увидишь Бога, и почувствуешь тогда всем сердцем своим, что один только у тебя Отец – Господь Бог, что только Одному Богу нужна твоя душа,и Ему Одному ты захочешь тогда отдать её. Он Один заступится за тебя ипоможет тебе. И найдёт на тебя тогда умиление… Это первый шаг на пути к Богу.

 Можешь дальше не идти, а возвращайся назад в мир и становись на своё прежнее дело, храня, как зеницу ока, то, что принёс с собою.

 Бога ты принёс с собою в душе своей, умиление при встрече с Ним стяжал и береги его, и пропускай через него всякое дело, какое ты будешь делать в миру. Тогда всякое земное дело превратишь в Божье дело, и не подвигами, а трудом своим во славу Божию спасёшься. А иначе труд во славу собственную, во славу твоим страстям не спасёт тебя. Вот это и есть то, что сказал Спаситель: «Царство Божие внутри вас». Найди Бога и живи в Нём и с Ним и хотя бы в каждый праздник, или воскресение, хотя бы мысленно отрывайся от своих дел и занятий и вместо того, чтобы ездить в гости или театры, езди в чистое поле к Богу…»,- на этом мы и завершаем публикацию отрывков из книги Григория Распутина «Мои мысли и размышления…», изданной в 1915 году.

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»