Русский писатель старец Григорий (3)

Вновь дадим, прежде чем продолжить печатать текст Григория Ефимовича, слово архиепископу Антонию:

- Говорить ли о том, что самым родным, самым святым для себя местом на земном шаре русские люди считают «Матерь Церкви», «Божие жилище», т.е. Святой град Иерусалим, а духовною столицей христианства – Святую гору Афонскую? Далеко не церковный, но понимавший Россию Некрасов, когда взялся доказывать читателю, что русский народ носит в сердце великую идею, великие нравственные стремления и духовный энтузиазм, то изобразил картину, как крестьянская семья слушает повествование странников о Святой Земле и прочих святынях: все тогда стихает в избе, сон отбегает от глаз старых и юных, веретено замерло в руках пряхи, и восторженно умиленные лица мужчин, женщин и детей свидетельствуют наблюдателю о том, что не может пропасть или зачахнуть, или развратиться вконец тот народ, который так глубоко переживает живущую в Христовой Церкви тайну нашего искупления.

«Я иерусалимка», - так называли себя побывавшие в Палестинерусские паломницы. Вот так просто объясняется тяга русского старца ко Святой Земле, к Святой горе Афон, потребность его увидеть и увиденным поделиться с соплеменниками в дальнейшем.

Доехали до Митилены, небольшой городок, где Павел апостол проповедовал, и тут уже30 мучеников, в которых он зажег огонь веры, они уверовали во Христа, и до сих пор это место напоминает, что тут проповедь живая.

Боже, веди нас к своим стопам, чем далее, тем более встречаем душеспасительных мест. Можно понять, что недаром русский человек все свои копейки собирает и стремиться посмотреть эти места, где творятся чудеса.

Я много встретил народа, но особенно в третьем классе — много истинных христианок страдают и молятся постоянно, читают акафисты утром и вечером, смотришь и не устаешь.

Я вот убедился, что платье у турок такое же, как у христиан и евреев. Можно ожидать исполненияслова Божия над нами, что будет единая Православная Церковь, не взирая вместе на кажущееся различие одежды.

Сначала уничтожили это различие, а потом и на веру перейдет; трудно понять все это. Сначала на одежду прельстятся все инородцы, а потом из них будет единая Церковь.

***

Какие события хранятся у турок, как разобраться, что все у турок, вся древность, что можно на это сказать, как не то, что лучше да будет у них единый с нами дух и единая Православная Церковь. В Смирне, кроме храма, который заложила своей проповедью самаритянка по имени Фотиния, есть еще храм на том месте, где Матерь Божия проповедовала. Тут же находятся мощи Георгия Победоносца (часть ноги) и мощи св. Косьмы Бессребренника.

***

В Смирне есть гора, на которой был цирк, где замучены ученик Иоанна Богослова и много других с ними. Где только нет мучеников за Христа? Все, значит, венцы кровью достигались.

***

Недалеко от Смирны сохранились развалины древнего города Эфеса. В Эфесе долго жил Иоанн Богослов-апостол и закончил здесь свое Евангелие, всей Премудрости глубина; посему самый проток у моря много пробудит к жизни ото сна.

***

Дивный путь этот учит смотреть на себя, как ты преуспеваешь и соработник ли ты сих мест и апостольских идеалов. Хотя бы бисеринку посеять истины, и за это оживем, только бы не работа вражья, не обуял бы сатана, не закинул бы своих сетей художника, в которых мы не знаем, как нам разобраться.

***

Въехали в Средиземное море, пароход нигде не пристает. Боже, сколько апостолы по этим берегам зажгли веры! Бес конца сделали любителей Христа, и за это повсюду мученики и по эту и по тук сторону Средиземного моря, а греки со своей философией возгордились. Господь прогневался и передал туркам все труды апостолов.

***

В настоящее время как у греков все епископы грамотные и боголепие соблюдают, но нищеты духа нет, а народ только и идет за нищетой духа, толпами пойдет за ней, потому что боголепие высоко, а нищета духа выше. Без нищеты епископ заплачет, если креста не дадут, а если она есть в нем, то и худая ряса приятна — и за худой рясой пойдет толпа.

***

А почему теперь уходят в разные вероисповедания? Потому что в храме духа нет, а буквы много — храм пуст. А в настоящее время, когда о. Иоанн Кронштадтский служил, то в храме дух нищеты был и тысячи шли к нему за пищей духовной.

***

И теперь есть, да мало таких служителей: есть епископы, да бояться, как бы не отличили простых монахов, более святых, а не тех, которые в монастыре жир нажили — эти трудно подвизаться — давит их лень. Конечно, у Бога все возможно, есть некоторые толстые монахи, которые родились такими, ведь здоровье — дар, в некоторых из них есть искра Божия — я не про них говорю.

***

В пяти часах езды от Бейрута могила Ионы — пророка, который был у кита во чреве и был им выкинут в Средиземное море. Какие дивные пророчества совершились у него, чтобы обличить безумных, которые не знали, что творили; для них достаточно было своего безумства, но Господу было угодно послать к ним пророков, и вот эти безумцы верили и делались подвижниками, а мы все знаем, где Святая Святых, но уши свои крепко затыкаем, чтобы не слышать, и очи закрываем, чтобы не видеть, и сами себе говорим: «Еще есть время — впереди много годов, тысячу раз спасемся».

***

Город Триполис стоит у моря, кругом часть Ливанских гор, а больше ничего; крепость как у нас Петропавловская. Горы Ливанские располагают к благочестию.

***

Бейрут расположен над морем, весь погружен в зелень. Боже, везде источник жизни! Георгий Победоносец в этом городе сокрушил змия, на этом месте колодец и турецкая молельня, озеро заросло трассой. Горе, как Бог гневается на православных; подумать нужно, как у турок неприятно, а Бог дал им всю святыню. Вот пример, того, когда мы получаем рот Господа какое-нибудь боголепие и его потопчем, то сделается в нас пустота, святыня не у места. Великий подвижник и чудотворец Божий, дай силу узреть Твою красоту!

***

Вот Яффская долина необъятной красоты захватила рай. Нет на свете мудрее этого места. Как говориться в церкви про изобилие плодов земных, то вот здесь оно и есть. Даже невероятно, что можно и на земле встретить необъятный рай красоты. Пусть у кого и горе и будет или потеря земного сокровища — я уверен, что скорби, как дым ветром, пронесет от одного изобилия, которым Бог светит на этих местах. Освети истинным сиянием и Своей милостью нас, грешных.

ИЕРУСАЛИМ

Окончил путешествие, прибыл в святой град Иерусалим переднею дорогою.

***

При переходе от великой волны в земной рай тишины первым делом отслужили молебен.

Впечатление радости я не могу здесь описать, чернила бессильны — невозможно, да и слезы у всякого поклонника с радостью протекут. С одной стороны, всегда «да воскреснет Бог» поет душа радостно, а с другой стороны, великие скорби Господни вспоминает, господь здесь страдал. О, как видишь Матерь Божию у Креста! Все это живо себе представляешь, и как за нас так пришлось Ему в Аттике поскорбеть.

О Господи, идешь и думаешь, и явиться скорбь, и видишь- ходят такие же люди, как тогда, носят плащи, и странно на них одежда прежнего завета, как сейчас, все так и было. И вот слезы текут, дни те подходят, наступил Великий пост — выйдешь из храма, а в храмах этих великие события совершались, и Сам Спаситель пролил слезы.

В предисловии «От издателя» к книжечке Г. Е. Распутина А. Ф. Филиппов писал «На пространстве небольшой книжки у Распутина все сведено к одному, точно в фокусе собирающем все его помышления, началу: к началу кротости и смирения. В нем нет элемента непротивления злу и опрощения до конца, до безразличия, но горят ярким светом начала примирения и самоуглубления,которое делает человека радостным, не бегущим по жизни, а возвращающим его к жизни».

Понятно, что ту издатель имел в виду сравнение литературных достоинств маленькой книжки с многотомными сочинениями недавно ушедшего из жизни великого писателя — Лев Николаевич Толстой умер 7 (20) ноября 1910г, – Филиппов противопоставил крестьянина-старца-писателя и писателя-графа, пожелавшего из прихоти сытого человека стать крестьянином. По мнению издателя, сравнение оказалось не в пользу последнего, стало быть. Григорий Ефимович и путешествовал-то ведь не как барин, а в так тогда называемом «третьем классе», то есть «со своими».

В 1914 году, прямо перед началом Великой войны вол святую Землю отправился и епископ Варнава (Беляев), который так об этом вспоминал,и эти его непосредственные впечатления открывают для нас некоторые черты, основательно забытые нынче, с совсем неожиданной для нас стороны: «Палестина — Святая Земля, освященная жизнью, страданиями и смертью нашего господа, с самых первых веков христианства сделалась центром паломничества. Сколько святых мужей и жен в древности отправлялись ко святому Гробу, прежде чем выйти в пустыню на путь подвижничества или на служение миру! Сколько после них ходило туда же простых людей всех стран, всех национальностей, всех вер! Даже наши деревенские старушки превосходно знают дорогу в Палестину и Иерусалим....

Некоторые из них ни разу в жизни не бывали в своем губернском городе и тем более никогда не слыхали о Парижах и Ниццах, но зато десятки раз видели Царьград и бывали в Святой Земле. В 1914 году одну из таких паломниц я сам встретил на пароходе из Палестины. Неутомимая, живая 78-летняя старица, духовная дочь Иоанна Кронштадтского, она совершила со мною свою 13-ю ежегодную поездку!

Поучительный пример! «Темные», на взгляд мира, крестьянки, масса которых обычно, кроме своей невылазной грязи, ничего не видит, превосходно знакомы с заграничными порядками, не хуже господ справляются с таможенными и другими приключениями, превосходно знают западные страны (при путешествии к святому Николаю чудотворцу в Бар град) и как нечто недостойное внимания после святынь и Креста попирают мысленно «чудеса цивилизации».

Есть и ныне, слава Богу, множество православных людей из разных слоев нашего расстроенного общества, которые совершают паломничества во Святой Град чуть ли не ежегодно, несмотря на все жизненные препятствия — социальные, бытовые, политические. И ничто их не может остановить на этом Святом пути.

ИЕРУСАЛИМ

Что реку о такой минуте, когда подходил ко Гробу Христа!

Так я чувствовал, что Гроб – гроб любви, и такое чувство в себе имел, что всех готов обласкать, и такая любовь к людям, что все люди кажутся святыми, потому что любовь не видит за людьми никаких недостатков. Тут, у Гроба, видишь духовным сердцем всех людей своих любящих, и они дома чувствуют себя отрадно.

***

Сколько тысяч с Ним воскреснет посетителей? И какой народ? Все простячки, которые сокрушаются, - их по морю Бог заставил любить Себя разным страхом, они постятся, их пища – одни сухарики, - даже не видят, как спасаются. Боже, что я могу сказать о Гробе? Только скажу о душе моей: Господи, ты Сам воскреси из глубины греховной в чертог Твой вечный живота!

***

О, какое впечатление производит Голгофа! Тут же в храме Воскресения, где Царица небесная стояла, на том месте сделана круглая чаша, и с этого места Матерь Божия смотрела на высоту Голгофы и плакала, когда Господа распинали на Кресте. Как взглянешь на место, где Матерь Божия стояла, поневоле слезы потекут и видишь пред собой, как все это было.

Боже, какое деяние совершилось! И сняли Тело и положили вниз. Какая грусть и какой плач на месте, где Тело лежало!

 Боже, Боже, за что это? Боже, не будем более грешить, спаси нас Своим страданием!

***

Повели нас на Патриарший двор, стали умывать ноги. Боже, какая восстает в уме картина. Умывают ноги, утирают полотенцем, и полились слезы у верующих, все изумлены глубиной поучения, как нас учат смиряться. Что я здесь еще опишу? Боже, смири нас – мы Твои!

 ***

Вот усадили нас рядами и поставили старого завета кувшины иудейские: так в душе и восстает Тайной Вечери беседа – с нее начались великие события и был первый намек ученикам о расставании с Ним. Велики страдания, велика любовь Твоя за нас. Сокровище наше, не гневайся на нас – мы не можем быть без Тебя.

***

Повели нас ночевать. По нотам пели у Гроба акафисты на Голгофе. Боже, какая отрада! Так сердце трепещет от умиления и слез. Потом утром в 12 часов обедня., изапели Пасху!

Тут я посмотрел вокруг и сказал: рай земной, не отступи от меня, будь во мне!

***

Тут в пещере Воскресения крест царя Константина и матери его Елены, которые, как говорится в истории, нашли три креста, и Господь указал, на котором Он был распят. Запели все «Кресту Твоему поклоняемся…». Крест Твой во ограждении чудес послужил. Крест с нами, яко и Бог в нас.

Еще в храме Воскресения против арабского алтаря могила Никодима, который строил гроб себе, а положил Господа. Вот он ранее делал добрые дела и уподобился великого таланта. Никогда не бойся делать добро, и за добро всегда попадешь в честь – это бес так устраивает, чтобы ты был фарисей, а не уподобился и не был, как Никодим, - вот вся роль беса. Но делай, делай, и венец твой и покой получишь.

***

Не могу всего описать, многое рассказывают, как когда не поверили и затворили храм и стали у Гробы католики, а разини армяне – на улице, на паперти в колонну Благодать сошла, и один турка плюнул в колонну, и там зубы его остались, и видать, как Бог наказует неверующих.

Боже, спаси и помози!

 ***

Повели нас к Успению, где гроб Царицы Небесной, шли мы дорогой и вели нас кавасы с факелами, и толпа народа со страхом, и разные прокаженные по дороге – все, как бывало во времена Спасителя, и прокаженные так же кричат «подайте паричку». Видели дом Иуды и Пилата, они недалеко друг от друга – соседи, и теперь о Пилате неизвестно, а Иуда – пример всех недостатков. Достигли с толпой пещеры Божией Матери, и вся толпа запела: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила…» - теперь и песню Богородице, и прикладывались к Ее гробу и все пели и наслаждались Ее радостью, что Господь Ее Тело взял Себе.

В гонениях Твой путь. Ты нам показал крест Твой за радость.

***

Господи, крест твой тяжел, и минутная жизнь – пресветлый рай – нет конца.

***

Ах, нечестивый бес восстановил всю Россию, как на разбойника.

***

Сердце духовное поймет, как было терпеть Господу. А которое из зависти – тем легче; они не хлебнули духовной сладости и не знают ее; потому им земной рай дороже небесного.

***

Боже! Храни своих.

***

А воспоминанья – это в нас будут вместо утешения, и Царство Небесное в нас есть; этого злые люди не отнимут.

Григорий Распутин

Покровское 1910 года июнь.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»