Три книги о единственной любви и долгой дороге друг к другу

Сегодня мы читаем книги о любви разделённой, взаимной, сбывшейся, воплощённой, но трудной и вынужденной преодолеть многие препятствия, прежде чем союз мужчины и женщины сложится - на время или навсегда.

Как говорил древний царь и мудрец Соломон: "Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к сердцу девушки". Вот об этой последней диковинке мы и поразмышляем в нынешнем обзоре.

Рафаэль Сабатини, «Одиссея капитана Блада».


Наверняка многие, особенно сильная половина человечества, читали эту книгу в романтическом подростковом возрасте. Но в 13-14 лет мальчиков в первую очередь интересуют корабли, сражения, победы; мальчики бредят чужими небесами и флибустьерскими авантюрами. И любовная, лирическая, порой даже трагическая линия проходит чаще всего незамеченной или вовсе пролистывается… Но те, кто в зрелые годы вернётся к этому роману, обнаружат, что судьба Питера Блада и Арабеллы Бишоп занимает их ничуть не меньше пиратской атрибутики. А скорее, даже больше.

Питер Блад – мирный врач родом из Ирландии, нынче живущий в английском Бриджуотере. Но в его жилах течёт беспокойная кровь мореплавателей, и со своей стези он постоянно сходит, в его биографии к 32 годам есть и серьёзные сражения, и служба разным коронам… Но сейчас он ищет покоя, поэтому и не примыкает к мятежу против его величества короля Англии. Однако оказать помощь раненому – неважно, что это бунтарь, - он считает своим святым долгом. Впрочем, королевская армия не желает разбираться в тонкостях клятвы Гиппократа – Блад арестован, заключён в тюрьму и сослан в рабство на остров Барбадос. Хозяином его стал полковник Бишоп, жестокий плантатор, славившийся своим бесчеловечным обращением с невольниками.

У Бишопа есть племянница по имени Арабелла, дочь его покойного брата. Арабелла пряма, честна, порой резковата – зато откровенна и абсолютно лишена естественного женского кокетства. Между Бладом и Арабеллой, несмотря на неравенство, завязывается прочная симпатия, девушка, узнав его историю, проникается уважением к нему. Невольники готовят побег, их планы срывает испанский корабль, бросивший якорь у берегов Барбадоса. Тут смельчаки видят, что это их единственный шанс на свободу: они захватывают корабль, и доктор Питер Блад становится капитаном Бладом – пускается в скитания по морям под «Весёлым Роджером» (пиратский флаг: белый череп и скрещенные кости на чёрном фоне). Однако и в корсарстве он остаётся джентльменом, и в этом ему помогает мысль об Арабелле… Его фрегат называется «Арабелла».

После ряда блестяще проведённых операций имя Блада гремит по всему Карибскому морю. «Он любил Арабеллу и в то же время понимал, что она потеряна для него безвозвратно». Более того, из Англии в колонии едет лорд Джулиан Уэйд, богатый и знатный, призванный предложить самому влиятельному корсару пойти на службу к королю Англии. В пути, уже на островах, он встречает Арабеллу Бишоп, гостившую у родни, они становятся друзьями. Слухи о Бладе доходят до неё в искажённом виде, и при следующей встрече она бросает Бладу в лицо резкие слова «вор и пират!». А происходит это так: сперва судно, на котором плывут лорд Джулиан и Арабелла, захватывают испанцы, а затем разгромивший их капитан Блад.

Теперь Блада разрывают на части взаимоисключающие силы и обстоятельства: он любит Арабеллу - её дядя его злейший враг – согласившись на королевскую службу, он потеряет своих друзей… И всё это в условиях постоянного риска головой. Но он опять благополучно ускользает с Ямайки, и Арабелла имеет счастье убедиться в том, что его благородство ему не изменило, он поистине человек чести и «рыцарь до идиотизма». Короче говоря, ни один лорд не может сравниться в глазах Арабеллы с Питером Бладом, а крутые повороты сюжеты приводят, наконец, к счастливой развязке: Блад назначен губернатором Ямайки, и, разумеется, он не станет сводить счёты с Бишопом. И они с Арабеллой, разлучённые судьбой в течение трёх долгих лет, наполненных горечью и непониманием, наконец-то говорят на одном языке.

 

Роберт Джеймс Уоллер, «Мосты округа Мэдисон».

    

Книга, ставшая культовой, книга, которая заслужила прекрасную экранизацию с неподражаемыми Мерил Стрип и Клинтом Иствудом…. Но как бы ни был хорош фильм, а книгу прочитать тоже стоит. Всё же на экран нельзя перенести всех нюансов романа. Киноязык имеет свои особенности: кино – это прежде всего сюжет. Но описание внутреннего мира героев тоже очень важно, потому что без этого невозможно понять логику сюжета, и всё это есть в книге. 1965 год, Америка, штат Айова. Это невероятно красивая и пронзительно печальная история людей, предназначенных друг для друга, но живущих в разных мирах. Они встречаются, когда за плечами уже практически полжизни: 52 года мужчине и 45 лет женщине. Роберт Кинкейд – странствующий фотограф, поэт и писатель, свободный художник, сотрудничающий с крупными журналами, но не желающий связывать себя обязательствами. Франческа Джонсон – жена фермера, созданная для иной доли; итальянка, словесник по специальности, преподаватель литературы, утончённая и тонко чувствующая. «Ум и страсть» почуял в ней Роберт… Но в округе Мэдисон люди не говорят об искусстве и о мечтах, их разговоры сводятся к беседам о плохой погоде и о ценах на зерно…

Итак, грузовичок Роберта однажды жарким летним вечером останавливается возле дома Франчески. И это – любовь с первого взгляда, слова, движения. «Всё это древние тропы». Древними тропами автор называет пути сердец друг к другу (именно по формуле царя Соломона, см. выше). Франческа – итальянка из Неаполя. Замуж она выходит вскоре после Второй мировой, не то чтобы по большой любви, нет… «Выбирать ей, в сущности, не из чего. А жизнь с Ричардом предполагала реальные перспективы». «Благодаря Ричарду её, Франчески, жизнь была спокойной и размеренной».

А Роберт… Роберт называет себя «последним ковбоем». Он чуждается мира высоких технологий, компьютеров и всего, что слишком прочно соединяет человека с машинами, пусть даже умными… Искусственным интеллектом. «Люблю дороги, люблю создавать картины». Тост – строка из Йетса, ирландского поэта-неоромантика: «За древние вечера и тихую музыку вдали!». Ну, разве это не чудесно?..

«Чувства, жившие в нём до сих пор, его поиски и раздумья сошлись воедино в этом мгновение, вся прожитая жизнь обрела наконец смысл, и Роберт Кинкейд влюбился во Франческу Джонсон, жену фермера, когда-то очень давно покинувшую Неаполь ради округа Мэдисон, штат Айова». Он предлагает ей другую жизнь: путешествия, романтика, экзотика, закаты и рассветы, острова и океаны… И любовь, глубокую и сильную. Ведь она отдала ему всю себя – даже ту часть, что принадлежала детям.

Ей 45. Дети подросли, пройдёт несколько лет, и они покинут родной дом… В её жизни нет мест утончённости, изяществу, романтике. Зато есть место скуке. Но она чувствует себя ответственной «за тех, кого приручила» - за мужа и детей. Если Роберт увезёт её силой, если хотя бы даже просто позовёт за собой – она пойдёт, бросив всё… Но разрушать жизнь мужа и детей ей не по силам. Она «не сможет жить с мыслью о том, что сделала, а эта мысль превратит её в нечто совсем иное, чем та женщина, которую он встретил и полюбил».

Роберт уезжает, оставляя адрес и телефон для связи. Он ждёт её всегда – и всегда ждал до их встречи, но теперь ожидание обрело черты и имя живой женщины…

И лишь когда он уезжает, сказав на прощание, что такая определённость даётся людям лишь раз, Франческа понимает – что она потеряла. Какую ношу разлуки она взвалила на себя… «Все эти годы она жила так, словно ходила по лезвию ножа». Она помнит всё о них с Робертом, до мельчайших подробностей. После смерти мужа она начинает разыскивать Кинкейда. А потом получает его завещание и его фотоаппараты, его записи и его письмо к ней… Да, она была единственной в его жизни – так же, как и он был для неё единственным. «В эти четыре дня я прожила целую жизнь», - пишет она…

Роберт и Франческа прожили жизнь в разлуке – и всё-таки непостижимым образом вместе.

 

 

Мария Семёнова, «Валькирия».


Современный писатель Мария Семёнова известна прежде всего как автор «славянского фэнтези» - масштабной саги о Волкодаве из рода Серых Псов. А роман «Валькирия» написан без элементов фантастики, и словене здесь – просто северные славяне, а не дикие венны, как в «Волкодаве». Итак, двадцатилетняя Зима живёт в деревне рядом с озером Нево (современная Ладога). Ей одной – девушке! – досталась богатырская дедова сила, который легко хребет медведю ломал, не перешедшая ни одному из её братьев. И младшие сёстры у неё есть, мечтают о замужестве, но было у словен правило – прежде старшей сестрицы младших не выдавать. А Зима не торопится замуж, не по сердце ей местные парни, «искавшие в свой дом ещё одни крепкие руки, послушную спину и детородное чрево». Чужой она себя чувствует в родном доме… Не такой, как все. И однажды, когда стрый-батюшка Ждан (отчим-дядька) решает отдать её замуж за нежеланного, она уходит из род – просится в боевую дружину, к вождю, который приплывал к ним по осени. Воин, а не охотник. С тех пор понимает Зима, что судьба её там – среди воинов. Сманила побратим Яруна, ушла. Настояла, чтобы оставили её «в отроках» - прислуживать старшим. Везде девке тяжелее, чем парням. Но и тут находятся у неё друзья: мудрый наставник, ласковая подруга, заступники… Яруна привечает Велета, сестра вождя. Зима спасает от смертельной хвори новогородца Блуда, тоже ставшего ей братом. В неё влюбляется младший брат вождя Славомир… Она, наконец, через год службы завоёвывает честь стать полноправным воином, ходить в дружине, собираться в дальние походы на лодьях и даже в нешуточные битвы. Она настоящий воин, и пленные викинги прозвали её Валькирией. Но в сердце суровой валькирии живёт нежная мечта и неистовая тоска, надеется она, что встретится ей единственный человек - «Тот, кого я всегда жду». Единственный, который нужен ей и которому нужна она. И порою кажется – он совсем рядом, но как узнать его?.. Нет… опять помстилось. Зима живёт среди людей, встречает разных мужчин, и несколько раз думается ей: может быть, это он и есть?.. Неизвестный, спасённый из морских волн; раненый датчанин-скальд; Славомир… Она ищет и пытается узнать, почуять его во многих. Хотя сердце не обманешь, сердце глубоко внутри знает истину… но не всегда мы можем честно посмотреть правде в глаза, понять скрытые мотивы поступков других, даже ближних… Да даже и свои собственные!.. Сложен, скрыт, полон преград бывает путь людей друг к другу. И только в час страшной опасности, спасая от верной смерти вождя Бренна-Мстивоя, Зима понимает: вот он, тот самый, единственный. Вождь, воевода Мстивой! Как он любил и берёг её всегда, с первого её появления в дружине, да так, чтобы она не заметила... Как боялся смутить её покой, затмить разум, потому что нарушенные обеты (гейсы) обещали ему скорую гибель. Но сейчас – сейчас всё зависит от неё. Если она успеет спасти Того, кого она всегда ждала…

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»