«Квадратный Малевич»

У входа первых зрителей встречали слегка печальные клоуны и клоунессы в черно-белых одеяниях, белом гриме. Они пританцовывали, жестами приглашали войти, живописно располагались кто прямо в зале за столиком, кто на крылечке, а кто и на ветвях ближайшего дерева. Каждый словно бы сошел с пространства работ, представленных на выставке – диковинных, узорчатых, затейливых…

Выставка «Узорография умов» Марины Акишиной (Россия, Ярославль) посвящена выдающимся личностям различных эпох - Пушкину, Шагалу, Тесла, Бунину, Наполеону, Ньютону. На выставке наряду с художественными работами был представлен уникальный дизайнерский календарь на 2011 год. Все произведения выполнены в авторской технике – узорографике, с использованием акварели и гелевой ручки с черной тушью. В основе каждой работы лежит узор, состоящий из маленьких геометрических фигурок, завитков и линий. В случае с «Квадратным Малевичем», понятное дело, в пространстве листа все зарифмовано с темой квадрата, прямого угла, сопровождавшего художника от очертания окна, подрамника, до гробовой доски. Лист «Пернатый Пушкин» совсем иной, тут частокол ощетинившихся перьев с воздушными опахалами, которые на глазах изумленных зрителей выдергивает из себя тонкая, нервная фигурка поэта (на самом деле, считают историки, Александр Сергеевич писал английскими стальными перьями, в крайнем случае – зачищенными трубочками гусиных перьев, но на романтику образа это не работает).

«Всегда интересовалась сильными личностями, вот сейчас работаю над образом Жанны д’Арк, - говорит художница. – Работаю маслом. Акварелью, но особенно люблю гелевую ручку. «Пернатый Пушкин» выдергивает перья из себя и творит перед толпой, как каждый поэт… Что касается названия «Узорография», то это мой авторский термин, я во всем люблю творческий подход. Еще в школе стремилась выделиться, иногда за счет косметики, и тогда меня за руку вели к умывальнику… Потом увлечение гримом ушло, все эксперименты проходят в творчестве».

Выставка организована в рамках благотворительного проекта «Неравнодушие» и носит передвижной характер. С начала года ее уже смогли увидеть в Ярославле и Москве, в июне с работами художницы познакомятся жители и гости Одессы, а затем работы представят в Ивано-Франковске и Германии. Все пожертвования, собранные во время работы проекта, будут направлены на реализацию благотворительной программы помощи детям. В частности, средства, собранные в Одессе, будут переданы в помощь детям из кружка народного творчества, работающего при благотворительном фонде «Дорога к дому».

«Марина Акишина - художник-самоучка, - рассказала менеджер музея Валентина Беженарь.- Рисует с раннего детства. Первые персональные выставки автора состоялись, когда она была студенткой театрального отделения Архангельского колледжа искусств. Но после одной из них под названием «В Паралл» на художницу обрушился шквал критики от архангельских живописцев-реалистов. С тех пор тема персональных выставок стала для нее закрытой. Но рисовать она не переставала, а работы дарила друзьям. Ими интересовались многие: от французского общественного деятеля Бруно, предложившего организовать выставку в Париже, до дизайнеров из Украины, Италии и молодых писателей-фантастов. К персональным выставкам Акишина вернулась несколько лет назад, в процессе реализации проектов для социально незащищенных детей».

«С удовольствием признаю в авторе выставки коллегу, - комментирует одесская поэтесса Ирина Денисова. – У нее и впрямь в графике всё зарифмовано, а геометрия всегда дарила поэтам особое вдохновение. Например, Валерий Брюсов в свое время писал:

Высь, ширь, глубь. Лишь три координаты.

Мимо них где путь? Засов закрыт

С Пифагором слушай сфер сонаты,

Атомам дли счет, как Демокрит…

Плотность образов на квадратный сантиметр листа у Марины чрезвычайно высока, но ощущения пестроты не возникает, художница очень избирательна и точна, просто у нее много мыслей, ассоциаций, и все интересные! «Руки Солженицына» - в центре композиции выразительные кисти рук писателя, обрамленные сценками из его произведений. «Пикассо на шарах» - совсем иное, тут рифмуются и форма головы великого художника, и геометрические формы из его программного полотна «Девочка на шаре», и подача в духе кубизма, знаменем которого Пикассо был. Остроумное цветовое решение у работы гуашью и тушью «Саша Черный и Цветной бульвар» - все буквально! Акварель «В музыке Моцарта» - ну просто намеченная прозрачными мазками какая-нибудь ария Керубино из «Женитьбы Фигаро», а «Планета Леонардо да Винчи», что характерно, населена мадоннами и загадочной Моной Лизой. «Завтрак Сальвадора Дали» может быть поглощен только истинными сюрреалистом, столько здесь растекающихся форм, насекомоподобных существ, а сам Дали с его знаменитыми усами, подкрученными вверх, царит в созданном им причудливом мире. «Храм Мисимы» - предельно откровенная работа, мы видим открытое сердце знаменитого писателя, как известно, совершившего харакири. «Семь нот для Чайковского», «Ухо Паганини», «Философия Платона» - Марина Акишина ведет диалог со всем культурным достоянием человечества.

Присоединиться в этому диалогу можно до конца июня, дивясь изобретательности и мастерству автора, окунаясь в мир каждого гения и наворот геометрических форм.

Автор статьи Мария Гудыма, 03.06.2011г. Таймер Одесса

Фото с вернисажа предоставлены администрацией Одесского муниципального музея личных коллекций имени А.В. Блещунова.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»