Как это было (5, 6)

Продолжение. Не скрою, пишется трудно. По разным причинам. В том числе, и в связи с постоянными звонками и письмами (дескать, зря, но если уж пишешь, то-то подчеркни, а то-то не надо), но это вторично: на просьбы я реагирую только если сам считаю нужным, давить на меня бессмысленно, а обязательств перед как бы живыми, в отличие от мертвых, слава Богу, уже никаких,  - пусть радуются, что имена и детали забыл, - но главное, действительно идет трудно. Была даже мысль прервать повествование, но, подумав, решил все же довести до финала, каким я его вижу, пусть и получается длиннее, чем планировал. Итак, июнь...
III. Под давлением обстоятельств тогда было принято решение нанести украинской армии сокрушительное поражение, силой принудить Киев к миру и заморозить конфликт. На полную мощь заработал «военторг», команда Стрелкова «мягко» была удалена из Донбасса и к власти приведены лояльные Кремлю люди.

Уже передергивание, по методу "телега впереди коня". Правильно так: "Команда Стрелкова «мягко» была удалена из Донбасса и к власти приведены лояльные Кремлю люди, - и тогда под давлением обстоятельств было принято решение нанести украинской армии сокрушительное поражение, силой принудить Киев к миру и заморозить конфликт. На полную мощь заработал «военторг»", - и вот отсюда начнем...

(а) Еще раз: многого не зная, я пишу только о том, что знаю точно,  как свидетель событий или со слов свидетелей из числа моих собственных друзей,  ничего не додумывая, а о событиях в "республиках" точной инфы у меня мало. Поэтому кратко.  Выиграв качество "группа А" быстро реализовывала в Донецке и Луганске  проект, конечной целью которого (по договоренности с местными баронами) была сдача регионов Киеву, - то есть, хорошему Петру Алексеевичу, - который взамен будет исполнять негласные договоренности, предполагавшие, в частности, что бывшие "регионалы" (Ринат Леонидович и еще кое-кто) создадут внутри Украины некую "автономную Новороссию". В Донецке подготовка шла без сбоев, в Луганске с проблемами (очень мешал Болотов), но тоже шла.

(б) Параллельно, по согласованию с Киевом, работали на будущий конструктив: экспресс-темпами налаживалась выкачка из "республик" всего хорошего (в те дни очень весомо звучало слово "антрацит"), вовлечение в "освоение"  региона российских предпринимателей, связанных с "группой А", и принуждение местных олигархов к вхождению в долю, что им очень не нравилось и способствовало появлению настроений в пользу "а не лучше ли сдаться самим?", а в противовес таким настроения эмиссары "группы А" (начиная с Бородая) бросили в массы "народных вождей" клич "Обогащайтесь!". Неважно как, - Москва прикроет, а вы взамен присматривайте, чтобы ваши бывшие хозяева не очень бузили. Не все, но очень многие согласились, и естественно, все это не способствовало спокойствию. 

(в) Были и другие сложности. Согласно договоренностям, достогнутым в ходе двух очень приватных встреч сразу после выборов, Порошенко был обязан сразу же после инаугурации сделать несколько важных заявлений, и Папа очень их ждал, - но 7 июня минуло, а Киев тянул резину, и у "группы А", твердо гарантировавшей, что обеспечит все в лучшем виде, возникли проблемы. Естественно, Папе, в детали вникать не желавшему, а желавшему видеть отдачу от уступок в мае, докладывали, что "лучший шанс" пока что не имеет власти, что надо подождать, потерпеть, но Папа, которому обещали экспресс-вариант, упрямился, капризничал, начинал дуться,  и этим не могла не воспользоваться проигравшая по очкам, но желавшая реванша "группа Б".

(г) В скобках. Оправившись от майского поражения, "группа Б" к середине июня переформатировалась. Основная часть  бизнес-состава ушла, кто от греха подальше, кто перепрыгнув в "группу А", и теперь костяком стали госслужащие во главе с двумя мужиками очень высоких рангов, об одном из которых, скажем так, моральном лидере, я только слышал, а со вторым, игравшим в открытую,  странным для элит нынешней Москвы человеком "верещагинского" чекана, имел честь дважды повидаться. Не потому, что я такой ценный, - мне до него было как до неба, - но пара моих друзей, приехавших в Москву по моей просьбе, Москве интересовала, а они брали меня с собой. И надо добавить: ранее оба госслужащих держались в тени, потому что никаких бизнес-интересов не имели, а вышли из тени, поскольку речь шла уже о геостратегии, которую они понимали правильно, исходя из интересов своей структуры. А еще оба   (пусть и не так легко, как элита "группы А", но при крайней необходимости) могли выходить непосредственно на Папу.

(д) Вот, примерно 22-23 июня и вышли, разъяснив, что Порошенко ничего из того, что обещал, делать не будет. Но, правда, объяснили это так, как Папе нравилось: дескать, Петр Алексеевич, как Вы прозорливо предвидели, готов к сотрудничеству, вот только "радикалы" связали его по рукам и ногам, и необходимо помочь ему ослабить радикалов. Ответом стало не безразличное, а благожелательное молчание (в высших московских сферах тонкости высочайшего молчания толковать умеют), лидеры "новой группы Б" начали раскручивать свой проект, альтернативный проекту "группы А", и Славянск вновь стал актуален.

(е) В скобках. К этому моменту отношение к  г-ну Стрелкову на "верхах" уже было хуже некуда. Те, с кем он сотрудничал, в нем уже не нуждались и даже вспомнинать о нем не хотели, как о своей ошибке. Для "группы А"  он был, с одной стороны, камешком в ботинке, с другой стороны, удобным "козлом отпущения", героическая гибель которого позволила бы объяснить все "личной инициативой фанатика-одиночки", но что самое неприятное, его фамилию зафиксировали на самом-самом верху, объяснив очень мнительному Папе, что некто (на кого валили, не знаю) раскручивает "второго Рохлина", уже имеющего авторитет в "низах" и собственную боевую структуру. И все это было принято к сведению.

(ж) Короче говоря, дело плавно шло к тому, что "мертвые не кусаются", однако г-н Стрелков, видимо (это точно может сказать только он сам) ситуацию не понимал. С одной стороны, все было очень плохо, катастрофически не хватало кадров, у личного состава иссякали запасы оптимизма (он даже не мог позволить себе съездить в Донецк, поскольку не на кого было оставить войска, да и просматривался риск, вернувшись, застать половину от того, что оставил), однако, с другой стороны, какая-то помощь, пусть и похожая на издевательство, шла, а главное, опять пошли намеки из Москвы: дескать, "держись!", - потому что "группе А" нужно было, чтобы Стрелков с командой оставался в Славянске до убоя.

(и) И вот в этот-то момент на связь со Славянском вышли  новые люди, представляющие "группу Б". Для Игоря Ивановича это стало неожиданностью (ведомство было совсем иное, нежели то, к которому он привык), -  честно сказать, могу допустить, что с ним играли в темную, - но как бы то ни было, к концу июня у титулярного министра обороны ДНР  появилось доказательства готовящегося в Донецке переворота с дальнейшей сдачей "республики". Конечно, не в полном объеме (разъяснили роль "донов" и детали их игр с Киевом, умолчав о московском интересе), но хватило и этого, и в совокупности с осознанием того факта, что держать оборону уже почти невозможно, да и смысла нет, Игорь Иванович принял известное решение. Начинался июль.


немножко не по теме:


во-первых, спасибо, конечно, всем, кто оспаривает те или иные мои тезисы, но спорить и доказывать свою правоту не намерен. Вне зависимости от того, просто ли оппонент "твердо убежден", начитавшись СМИ, или, в самом деле, что-то знает, я (еще и еще раз) излагаю то и только то, что знаю либо как участник событий, либо от непосредственных участников, и гораздо выше среднего уровня. Понимаю, что (во втором случае) могу в чем-то ошибаться, но если ошибаюсь, пусть будет так;

во-вторых, прошу не задавать мне вопросов про БУК. Не знаю. Сам никого не спрашивал (не мой уровень), а мои друзья, которых привечали на всех уровнях ниже Папы, этим вопросом не интересовались. Можете поверить, если бы у меня была на сей счет точная, подтвержденная инфа, я бы давно нашел, как ее использовать, но ее нет, и мне приходится обходиться твердой убежденностью в том, что ополчение тут не при делах;

в-третьих, если кого-то удивит повтор цитаты, разбиравшейся в предыдущей части, поясняю: так надо. Всего две строчки, а брехни и передергиваний накручено столько, что, пожалуй, и на следующую часть хватит. И прошу иметь в виду: курсивом в тесте выделяю дословные цитаты...

III. Под давлением обстоятельств тогда было принято решение нанести украинской армии сокрушительное поражение, силой принудить Киев к миру и заморозить конфликт. На полную мощь заработал «военторг», команда Стрелкова «мягко» была удалена из Донбасса и к власти приведены лояльные Кремлю люди.

(а) В порядке редчайшего исключения отступая от точных фактов, позволю себе короткую отсебятину. Лично для меня любой, транслирующий мем "беглокомандующий" тотчас переходит в разряд или мудаков на ставке, или кретинов, и вовсе не потому, что я очарован личностью г-на Стрелкова. Просто представьте: вы на его месте, формально контролируете несколько городов, но реально только в одном из них гарнизон более или менее гарнизон. Противник стягивает силы, кольцо  замыкается, а у вас критически мало людей, боеприпасов около нуля, поставки - как радостный сюрприз, и уже понятно: все планы  накрылись,  плацдарм никому не нужен, ударный кулак никто и не думает создавать, время играет против вас, в городе брожение, и "республика", министром обороны которой вы формально являетесь, не шевелится, хуже того, на вас свалилась достоверная инфа о неприятных играх в Донецке, который вполне могут сдать. Просто подумайте, стали бы вы в такой ситуации продолжать "сидение" или нет.

(б) Как бы то ни было, прорыв "славянцев" в Донецк состоялся, и не мне, в военном деле профану, судить, но могу сказать точно: все военные, которых я спрашивал на сей счет (шесть человек, все так или иначе изучали этот сюжет, и пятеро из шести не россияне и не украинцы, то есть, эксперты незаинтересованные) в один голос подтвердили: маневр был исполнен талантливо, даже "удивительно талантливо для человека без специальных навыков штабной работы" (мнение подполковника из Польши). Версию о "договоренности" слышал, но   знаю человека, запустившего ее в Сеть лично, и знаю, как ее раскручивали, и потому абсолютно в нее не верю. Хотя, конечно, верить не запрещаю никому. На этом возвращаюсь к изложению без отсебятины.

(в) Появление "славянцев" в Донецке самим фактом своим сломало уже почти стартовавшие планы "группы А". Без всяких разборок и репрессий, - просто реализация их стала невозможной,  о них пришлось забыть, и позиции "группы А" резко ослабли, зато позиции "группы Б" усилились. Не до такой степени, как в марте-апреле, - можно говорить разве что о балансе сил, - но, во всяком случае, о сливе речи уже не шло, а Папа (по вполне достоверным данным, в июле он лично снисходил до просмотра сводок о положении в Донбассе) опять занял позицию "я здесь и не здесь", разрешая всем всё, но требуя экспресс-результата.

(г) А лично г-н Стрелков с этого момента стал абсолютно лишним. Теоретически  фигура № 1, он просто не знал, что делать дальше, и опереться ему было не на кого. Местные на уровне столичных курбаши  его не воспринимали, как "варяга" с непонятными идеями, да еще и не желавшего "обогащаться", местные бароны не любили вовсе, потому что он сорвал их планы, тем более, зная, что для Москвы он "нежелательная фигура". И верно: Кремлю-то он в тот момент был лоялен абсолютно, - но именно Кремлю, как символу всего того, ради чего он вписался в эту историю, - а Кремль был вовсе не тем, что Игорь Иванович думал, да и вообще, там Стрелков, как только им заинтересовались,  считался букой.

(д) Честно: не знаю, на что он расчитывал. "Группа А", ранее считавшая его просто "не вполне нормальным"  романтиком, теперь подозревала, что он работает на "группу Б",  делала все, чтобы его убрать (разве что о ликвидации вопрос не стоял, но тогда о таких вариантах решения проблем еще никто не думал), и сделать это было тем легче, что ведомство, которое он считал своим и на поддержку которого надеялся, с самого начала сотрудничало с "группой А", а Папа, слыша фамилию "Стрелков", досадливо морщился. А для "группы Б" он, хотя и сыграл ей на руку, вообще не мог стать своим, поскольку проходил по другому ведомству.

(е) Ну и. Всего через два дня грянуло явление Донбассу г-на Кургиняна с заданием "заклеймить" (почему ты, сука, в танке не сгорел, а?), - старт саги про "беглокомандующего", - и почти впритык "приднестровский десант", формально чтобы "наладить государственное строительство", поскольку Бородай и так не очень тянул, а в новых условиях и вовсе заметался, но по факту (задача номер раз):  если "неконтролируемый и непрогнозируемый" г-ну Стрелков решит  поиграть в 9 брюмера и "свою войну", пресечь на корню. К слову, каюсь: тогда, узнав о приезде в Донецк приднестровцев, я был рад,  по старой, одесской еще памяти считая г-на Шевцова тем, кем он был в бытность мою депутатом. Увы, память был старой, а времена новые.

(ж) Появление "приднестровцев" (на тот момент итог консенсуса обеих групп) превратило Бородая в декоративную фигуру, что ему, говорят, даже понравилось, и г-н Стрелков, который  ни о каком "9 брюмера" даже не думал, тоже стал декорацией, хотя, видимо, понял это далеко не сразу. Политически его изолировали, от вопросов административных  мягко оттеснили, предложения чисто военного характера отметали с порога, а каких-либо рычагов воздействия у него не было. Обе же группы, и "А", и "Б", спешно искали фигуру из местных, которая могла бы, устротв обе стороны, формально стать "лицом государства".

(з) Об этом подобно не буду (не потому, что не знаю, а - не хочу), но  Москве на утверждение в итоге представили троих, из которых, забраковав "болтуна" и "политикана", признанных "амбициозными" и к тому же слишком тесно связанных с местными элитами, выбрали г-на Захарченко. Он, каким был тогда,  многого не умел и не знал, но определенным уважением пользовался, и обе группы  устраивал: "А" - потому что его просчитали, как управляемого, а "Б" как боевик, настроенный на реальную борьбу, которого можно приручить. К тому же, именно его кандидатуру лоббировали   через Жилина и г-на С. (имя  не называю, потому что он жив)  "харьковские", тесно связанные с "группой А" и учитывающие, что в новых условиях всякое может случиться.

(ж) Дальнейшее (в плане выдавливания Стрелкова) было настолько делом техники, что никто даже не гнал картину. А вот в Луганске возникли сложности, связанные, во-первых, с  недопустимо "народным" составом "парламента" (но это разрулили легко), а во-вторых, с Болотовым. Он, в принципе, "группу Б" устраивал, а вот "группе А" не подходил.  По многим причинам:  был сторонником войны до победы, без договорняков, упрям, мыслил "не конструктивно", а кроме того, не мог  обеспечить контроль над очень важным для "группы А" антрацитом, которым она уже тогда  подкармливала нужных людей, да и сам не очень рвался "обогащаться".

(к) Естественно, вслух об этом не говорили, - вслух говорили об отсутствии административных способностей, о "сержантском уровне", о неумении справиться со "злокачественной партизанщиной" (что, в общем, соответствовало истине, и насчет партизанщины тоже: из всех "полудиких" отрядов "доброкачественным" мог считаться только "Призрак"), упирали на то, что "не тянет, ломается, допингует, за языком не следит" (что тоже было правдой), - и предлагали "группе Б" решить дело консенсусом, заменив главу ЛНР на кого-то, кто ей подходит. Вроде как "вы согласны на наш вариант в Донецке, мы на ваш в Луганске". Но, повторяю, все это было делом техники, никто никуда не спешил.

(л) В целом же, интересный был июль. Настолько интересный, что в третьей декаде в Москву вновь прилетел мой друг, которого, -   без всяких преувеличений (это могут подтвердить многие, с кем я тогда считался "одной командой"), - очень хотели видеть на всех уровнях "группы А", но если в мае он прервал с "группой А" все контакты, сказав мне "Какого черта ты позвал меня к этим кидалам?", то теперь, пообщавшись с народом из "группы Б", подвел итог  совсем иначе: "Толковые. Знают чего хотят. Будем работать", - а тем временем в двери уже стучался август...
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»