ИГ великого благоденствия (9)

Эпоха войн завершилась, границы устаканились, и стало ясно, что мир еще хуже. Содержание четырех огромных армий, прикрывающих рубежи со всех направлений, изнуряло экономику, санкции, введенные Египтом и Эфиопией, домучивали ее окончательно.


Продолжение


Жатва скорби


Эпоха войн завершилась, границы устаканились, и стало ясно, что мир еще хуже. Содержание четырех огромных армий, прикрывающих рубежи со всех направлений, изнуряло экономику, санкции, введенные Египтом и Эфиопией, домучивали ее окончательно, а привилегии «новым суданским», - родне халифа, шейхам Джубаррат, эмирам и некоторым героям войны, - поместья которых были освобождены от налогов «за доблесть и благочестие», расширяли дыры в бюджете.

Продовольствие стало дефицитом, - только у баггара скота хватало, - еды хватало от урожая до урожая, да и то при условии полного аскетизма, активно пропагандируемого государством. В принципе, все зерно после уплаты скромных шариатских налогов и сборов за аренду, принадлежало пахарю, но очень богоугодным делом считалось сдать все до зернышка в «амбары Махди», а оттуда уже получать по количеству едоков. Попытка припрятать хоть что-то рассматривалась как «неуважение к справедливости» и каралась. А ко всему в 1888-м на страну обрушился Великий Голод, затянувшийся аж на два года. С эпидемиями и саранчой.

«Люди, - пишет сэр Уинстон со слов Рудольфа Слатина, видевшего все своими глазами, - поедали сырые внутренности ослов, матери пожирали детей, десятки несчастных умирали прямо на улице, сотни трупов плыли по Нилу… Съели всех верблюдиц, съели посевное зерно. Население юго-запада уменьшилось на девять десятых». Поскольку причиной голода молва считала осквернение тела убитого царя царей Эфиопии, истлевшую голову Йоханныса публично похоронили с почестями, но это не слишком помогло, -  новый, очень скудный урожай спас жителей Судана от полного вымирания, но и только.

Примерный подсчет потерь, проведенный весной 1890, потрясал воображение. Как выяснилось, вымирала даже джихадия: в армии Зеки Тумаля из 87 000 солдат  выжили 10 000, и только щит и меч Божьего государства пострадали значительно меньше - на содержание баггара и базингеров нового набора, взамен павших у Мэтэммы, зерна хватило, и на мулл с согладатаями тоже. Так что, патрули ходили в дозор исправно, соглядатаи смотрели в оба и осведомляли неукоснительно, а муллы безостановочно восхваляли благочестивого халифа, убеждая правоверных потерпеть, ибо все бедствия наслали колдуны из Египта, с которыми с помощью Махди будет покончено.

Люди верили и не роптали, - разве что многократно разрослись предместья Омдурмана, где всегда можно было найти кусок хлеба и куда бежали тысячи бедолаг из вымирающих городов. А кому до столицы было не добраться, бежали в Египет. Даже знать северных районов, прижатая к ногтю, наводила мосты с египтянами, приватно клянясь в верности хедиву и обещая помочь, если египетские войска придут в их земли.

Более того, начались разговорчики в элитах Омдурмана. Благородные «шерифы», - родня Махди, - кое-как смирившись с потерей власти,   еще и бедствовать при этом не подписывались, - а между тем, голодали и они. Даже вдовы Махди получали всего лишь три плошки каши на молоке в день, прочим не выделяли и этого. Вкупе со зреющей злобой в казармах джихадии, взлетевшими под небеса налогами и пошлинами на торговцев-ремесленников, это накаляло жизнь многократно.

По факту, Абдалла начал терять столицу, но уловил момент вовремя и сыграл на упреждение. Узнав в ноябре 1891 о  заговоре «сливок высшего света», готовивших свержение «узурпатора, навлекшего на умму гнев Творца», он срочно увидел очередной сон, в котором Махди сообщил ему, что голод – не просто голод, а проявление гнева Аллаха на угнетение «некоторыми злоупотребителями доверием» добрых правоверных. О чем он, халиф, поглощенный благочестивыми размышлениями, естественно, ничего не знал, а теперь, от самого Махди, знает. Так что, отныне баггара, включая таиша и даже клан Джубаррат, придется умерить аппетиты.

Именно так, слово в слово, было сказано 21 ноября на большом совещании, куда впервые за долгие годы пригласили шейхов бедуинских кланов севера и вождей горной Нубии, - и оппозиционеры, в принципе, уже дошедшие до потери инстинкта самосохранения, выслушав халифа, здесь же отправившего в отставку самых зарвавшихся шейхов баггара, решили слушать дальше. И слушали целых три дня, и обсуждали, высказывая претензии в лицо Абдалле, о чем он сам «смиренно просил» собравшихся, добавляя, что любой совет для него, как «гаранта Божьей справедливости» бесценен.


Нова народна влада


К исходу третьих суток совещания страсти начали угасать, некоторые из вчерашних хозяев жизни прямо из зала отправились в зиндан, в Совет Семи и диваны включили самых лояльных северян, - однако теперь оскорбились баггара, и большая часть их, покинув столицу, бежала в родные места, после чего оппозиция окончательно успокоилась. Но ненадолго.

Спустя несколько недель «беглецы» неожиданно вернулись в Омдурман, за одну ночь арестовав «шерифов» и старшин купеческих гильдий; ненадежных командиров джихадии, невзирая на былые заслуги, перевешали, а на вакантные места прямо из узилищ вернулись те, кто совсем недавно попал в опалу. На улицу выгнали всех египтян, нубийцев и бедуинов севера, еще находившихся на государственной службе. Естественно, не потому что так пожелал Хальфа – он ведь поклялся на Коране, - но такова была воля Аллаха, переданная ему Махди в очередном сне, а против воли Аллаха не попрешь.

Следующие пять лет были «эпохой спокойствия». Или, как пишет суданский историк Али аль-Аими, «эпохой диктатуры Джубаррат». Правда, будучи фанатичным поклонником Хальфы, как «национального героя», он всячески оправдывает эту диктатуру, именуя ее «властью серьезных, думающих людей, стремившихся не допустить хаоса», но даже в его версии получается, что «положение земледельцев, коренного населения долин Белого и Голубого Нилов, стало намного тяжелее, чем при турках».

Власть, ранее хотя бы формально близкая к народу, все больше отдалялась от него, даже в прямом смысле: если раньше дворцы «новых суданских» располагались прямо в городе, а молились они в тех же мечетях, что и «чернь», то в 1893-м четверть столицы обнесли высокой стеной, даже приближаться к которой строго запрещалось. В этом «священном городе» располагался новый дворец халифа, дворцы высших «слуг народа» и казармы воинов «новой гвардии» - примерно 15 тысяч баггара и чернокожих солдат-невольников, - и «мечеть Махди», а в обычных мечетях Абдалла появлался только по самым большим праздникам.

Впрочем, как пишет тот же аль-Аими, «никаких наслаждений от своего положения халиф, что бы ни рассказывали сплетники, не обрел, с утра до ночи он был занят трудами». И вот в это верится: уж кем-кем, но сибаритом, дорвавшимся до власти, чтобы получать удовольствие, Харьфа не был ни в коем случае – власть интересовала его сама по себе, да и в идеи Махди, пусть понимаемые в очень особом ключе, он верил. А государство было в таком состоянии, что на отдых времени не оставалось.

Прежде всего, на повестке дня стояло два вопроса: еда и армия. Ибо «покой» был обманчив. Больших сражений, конечно, не происходило, но пограничные стычки случались частенько. На востоке Осман Дигна время от времени предпринимал попытки все-таки вытеснить англичан из Суакина, что позволило бы выйти к морю и прорвать режим блокады, на севере махдисты атаковали египетские оазисы, чтобы разжиться продовольствием. А на эфиопском фронтире, который халиф строго запретил тревожить, опасаясь усилившейся Империи, вообще приходилось держать десятки тысяч «дервишей», чтобы царь царей не думал, что Судан окончательно ослабел.

Реально единственным направлением, где можно было разжиться добычей, был юг, плодородный, но главное, обильный людьми, - а люди были позарез необходимы: после Великого Голода не хватало рабочих рук для полевых работ, да к тому же нужно было и пополнять поредевшую после изгнания уроженцев «ненадежных областей» армию. То есть, чернокожих рабов, - хоть мужчин, хоть женщин, - сколько ни пригони, было куда определить, и первой целью стало небольшое царство шиллуков, отделившееся от Судана в период Смуты, царек которого признавал халифа сюзереном и платил дань зерном, но отказывался отдавать «на вечную службу» 10 тысяч мужчин в год.


Основные задачи текущего момента


Этот вопрос в середине 1891 решил эмир Зеки Тумаль, победитель эфиопов, на двух пароходах поднявшийся по Нилу и посадивший на престол «принца», согласившегося отдавать в год не 10 тысяч «вечных слуг», а в полтора раза больше.Однако смирились далеко не все: в нагрузку к добыче «дервиши» получили «лесную войну», а трофеев хватило ненадолго, в связи с чем, в 1893-м на юг отправился любимец халифа, эмир Ар-Раби Дафаалла, с заданием «привести в норму» Экваторию, по слухам, пребывавшую в хаосе и казавшуюся легкой добычей.

Это, на самом деле, было не совсем так, - после ухода Эмина-паши египетские гарнизоны, избрав губернатором «черкеса» Фадл аль-Маула, признали сюзеренитет Леопольда Бельгийского, - но с «многобожниками» они, действительно, горшки побили, и это позволило махдистам одолеть. Фадл альМаула был разбит и сам погиб в сражении, победители, отослав на север 20000 рабов, двинулись дальше, однако в конце 1894 столкнулись с «Форс публик», - регулярной армией «Свободного Государства Конго», - и проиграли, после чего, потеряв пути отхода, на целых два года застряли в Экватории, с трудом сдерживая натиск взбешенных «многобожников». Их, правда, позже все-таки смогли деблокировать, но не более того: крупные силы, учитывая обостряющуюся ситуацию на границе с Египтом, Омдурман прислать не мог, а следовательно, ни о каких успехах и многотысячных вереницах рабов больше речи не шло.

К середине 1896 положение «империи дервишей» стало шатким, и Хальфа, как вспоминают люди, с ним встречавшиеся, это прекрасно понимал. Кольцо сжималось со всех сторон, и хотя вроде бы никто не нападал, всем было ясно, что это «вроде бы» ненадолго. На юго-западе над владениями махдистов нависало «Свободное Государство Конго», вроде бы и не враждебное, но опасное. На западе медленно, но неуклонно продвигались к Судану французы, покончившие, наконец, с Самори и другими проблемами. В Эфиопии император Менелик, совершивший казавшееся невозможным при Адуа, готовился восстановить власть Империи в «спорных» областях.

Но главной докукой, безусловно, оставались англичане. По сообщениям лазутчиков, они готовили реванш, а к этому времени, после захвата «королевств» будущей Уганды, - о чем речь впереди, - их зоны влияния, подобно клещам, охватили Судан и с севера, и с юга. Какие-то меры следовало предпринимать срочно, и только «красным уровнем» обеспокоенности Абдаллы можно объяснить предпринятый им под Рождество 1895, совершенно непредставимый еще пару лет назад шаг – письмо императору Эфиопии, которую Хальфа так мечтал покорить, а по меркам местной дипломатии первым после долгой распри писал слабый.

То есть, формально все было тип-топ: мельком напомнив Менелику о гибели предшественника, «дерзнувшего противостоять Аллаху», халиф повторил предложение, приняв ислам, стать «братом», но Шайтан, как всегда, крылся в деталях. Прежде всего, в отличие от письма, некогда направленного Йоханнысу IV, это была не «идара», - презрительный ультиматум, -  а «инзар» - благожелательная рекомендация, типа «было бы лучше, но если еще не созрел, ничего страшного», - и в случае отказа предложение «братства» все равно оставалось в силе. Причем без «старших» и «младших»: в тексте употреблено слово, по-арабски означающее «близнецы».

Но самое важное – предложения халифа почти дословно повторяли предложения, сделанные ему когда-то Йоханнысом: мы оба черные, делить нам нечего, белые угрожают и мне, и тебе, а порознь мы слабы, зато вместе непобедимы. Со всеми положенными этикетом завитушками. Царь царей откликнулся и завязалась переписка, поначалу не дружественная, но, во всяком случае, не враждебная. В основном, насчет того, что европейцы таки общее зло, так что, надо бы как-то сотрудничать.

Лиха беда - начало. Посол императора посетил Омдурман, где его приняли с невероятным почетом, а посол халифа – Аддис-Абебу, и там его тоже не обидели. После чего Абдалла в виде жеста доброй воли уступил Менелику спорную пограничную территорию с золотыми копями, и тональность следующих писем стала совсем теплой. Но если для Хальфы установление нормальных контактов хоть с кем-то из соседей было жизненно необходимо, то царь царей играл свою игру, стабильно сливая секретную информацию англичанам и французам, а когда Лондон, стремясь сохранить блокаду Судана, предложил Менелику выгодное соглашение, император, ни на миг не задумавшись, согласился.

Параллельно, однако, мудрый царь царей договорился и с французами о разделе бассейна Белого Нила, передав по их просьбе в Омдурман предложение из Парижа насчет, пока не поздно, заключения с Францией договора о протекторате, о чем Абдалла обещал подумать. А пока суд да дело, Менелик, разумеется, в глубокой тайне, начал подбрасывать махдистам старенькое, уже не нужное ему самому оружие, - поскольку совершенно не хотел усиления англичан. Чему Хальфа был весьма рад, ибо душившие «Божье государство» санкции было хотя бы частично, но сняты.

Продолжение следует.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»