Лев Вершинин / Связь времен

Лев Рэмович Вершинин (р. 14 августа 1957, Одесса) — писатель, историк, политолог, общественный деятель. Учился в Казанском государственном университете, окончил Одесский государственный университет, аспирантуру МГПИ, кандидат исторических наук (1987), доктор истории honoris causa (1992), профессор (1999). Автор цикла статей в Вестнике Древней Истории АН СССР (1983-90), посвященных истории античного Эпира; наряду с С. Казаровым считается основоположником советской/российской школы эпироведения.

В 1989-92, 1996, 2001 сотрудник гуманитарных миссий в «горячих точках» бывшего СССР и Африки. С 1992 в реальной политике. В 1994 занял 1 место на выборах в Верховную Раду Украины по 302 (Центральному) избирательному округу г. Одессы. Был депутатом Одесского горсовета (до 1998) и заместителем мэра Одессы (1998). В 1996 был тяжело ранен в результате покушения, с 1999 от активной политической деятельности отошёл.

С декабря 2000 по 2007 проживал в Израиле. Был ведущим политическим обозревателем газет «Вести», «Время» и телеканала «Израиль+». Придерживается консервативных убеждений; автор серии популярных публицистических статей, критикующих концепции политкорректности и мультикультурализма. Консультант руководства ряда общественных организаций правой и праворадикальной ориентации (Международное Гиперсионистское движение Беад Арцейну, Израиль; партия «Братство», Украина; Keepers of South Union; США).

С июня 2007 проживает в Испании. Основной род занятий: политическая аналитика, прогностика, консалтинг, мониторинг электоральных процессов в странах СНГ, Центральной Азии и Африки. Специализация: разработка и реализация мер по локализации региональных конфликтов. Один из основателей Международного Движения за реальную демократию. Вице-президент Central European Group of Political Monitoring (Германия), ведущий эксперт International expert Center for Electoral Systems (Израиль/Великобритания) и Independent American Center of Political Monitoring (США), эксперт International Strategic Studies Association и American Center for Democracy (США). В качестве эксперта-консультанта принимал участие в деятельности миссий международных наблюдателей на выборах в Украине, Грузии, Кыргызстане, Казахстане, Либерии, Сьерра-Леоне, Венесуэле, Марокко и ряде других стран.

Член Союза писателей России (1997). Лауреат премии «Странник» (1997), «Меч в зеркале» (1997), «Звёздный мост»: I место в номинации «Циклы, сериалы и романы с продолжением» (1999), III место в номинации «Мастер Фэн-До» (2000).

Последние записи в блоге

Знаменосцы свободы (1)

Каюсь и еще раз каюсь. На справедливый упрек многих френдов, интересующихся, с какой стати я зациклился на вопросах российских и околороссийских, мне остается лишь возводить очи горе. Ибо и впрямь – непорядок. Есть ведь на свете и другие, не менее достойные страны. Хотя бы те же Соединенные Штаты Америки, оплот демократии и знаменосец свободы. Это, между прочим, не я придумал столь изящное определение. Автор его – некий нью-йоркский журналист, в апреле 1898 года так и написавший: «Мы, американцы, Знаменосцы Свободы, и мы обязаны покончить с позором колониализма в Западном Полушарии». Сказано это было по поводу только-только начавшееся американо-испанской войны, дня через два после начала военных действий и примерно за месяц до того, как в дверь филиппинского эмигранта по имени Эмилио Агинальдо, безрадостно куковавшего в далеком Гонконге, постучали посланцы американского адмирала Джорджа Дьюи. Однако начнем с начала…

Казань брал...

Рождение данного ликбеза не состоялось бы, не случись мне увидеть в ЖЖ уважаемого gelavasadze комментарий некоего misha65, характеризующего Россию как «страну, которая на протяжении всей своей истории являлась и является оккупантом и захватчиком». Естественно, я не мог не отреагировать на явную неправду, поскольку, угробив массу времени на «ликбезы», могу не только утверждать, но и доказывать, что Россия была оккупантом и захватчиком ничуть не в большей, а очень часто и в существенно меньшей степени, нежели другие страны мира. «Готов доказать это в любой момент. Назовите пример захвата, и мы разберем ситуацию», сказал я, и уважаемый gelavasadze тотчас поймал меня на слове «Почему бы и нет? Давайте начнем с Казанского ханства!». Что ж, слово – не воробей… 

Суета вокруг Сарая

Однако сразу вслед за недоумением пришло понимание: ключевым тезисом пассажа являются не эти второстепенные пунктики, а общая картина геополитической ситуации, сложившейся в тот момент, с очевидным (хотя и не знаю, насколько осознанным) стремлением «занизить» роль Москвы в процессе сплочения Руси и разрушения ордынского влияния. Дескать, и Москву сожгли, о чем стараются умалчивать, и никакого смысла в победе не было, поскольку дань и после победы платили, и не за Русь умирали ратники на Куликовом поле, а по «заданию хана». Такая трактовка, на мой взгляд, идеально укладывается в требования «новой мифологии» и, следовательно, заслуживает подробного разбора.

Еврейский вопрос. Тупик Дарвина

Еврейские исследователи Ю. Гессен, Д. Пасманик и (в меньшей степени) С. Дубнов еще по свежим следам собрали и едва ли не поминутно систематизировали весь материал, относящийся к этой прискорбной теме, а русский националист В. Кожинов много десятилетий спустя, провел максимально, насколько это возможно, анализ их выводов. Так что, по сути, я мог просто дать несколько ссылок. И тем не менее, пару слов скажу. Не претендуя ни на какую новизну оценок и выводов, однако отрешаясь от некоторой пристрастности, по естественным и понятным причинам, пусть и в малой степени, но все же присущей трудам как почтенных историков, так и, мир его праху, уважаемого Вадима Валериановича… 

Еврейский вопрос. Не плачь, девчонка...

Как и следовало ожидать, по итогам беседы о «черте оседлости» возникли вопросы. В основном, по поводу призыва евреев в армию России. Наиболее четко и конкретно сформулировал претензии по этому поводу babs71: «Не надо называть шаги, целью которых была ассимиляция евреев, шагами «к равноправию евреев с христианами». Я, разумеется, понимаю, что, по мнению тогдашней российской элиты это не давление, а благодеяние (борьба с т.н. «еврейским фанатизмом», взгляды, распространенные в те времена), но давайте посмотрим на дело и со стороны евреев (тем более, что по нынешним взглядам правы именно евреи)». Что тут скажешь? На мой взгляд, уважаемый оппонент прав, и в то же время неправ. Безусловно, действия властей России были продиктованы не столько заботой об улучшении условий жизни «доставшихся» в наследство от Польши евреев, сколько наиболее эффективной их интеграцией в имперский социум и извлечения из нового «человеческого материала» максимальной пользы. Однако, исследуя тот или иной исторический феномен, не следует все же исходить из реалий и представлений нынешнего времени…

Еврейский вопрос. Черта оседлости

Человек предполагает, а Бог располагает. Изначально решив ни при каких обстоятельствах не касаться в ликбезах "еврейского вопроса", вынужден, скрепя сердце, нарушить зарок. Так уж вышло, что вчера, беседа по поводу ксенофобии в Российской Империи плавно пререшла с вопроса об "инородцах" в целом на суровую конкретику pogrom’ов. И как только я рискнул сказать, что в самой-то России погромов как раз почти и не было, а характерно это явление, скорее, для Украины, да и властями – в основном – не поощрялось, вплоть до начала 20 века будучи, так сказать, инициативой местного населения, - тут сразу и началось. Причем дуплетом. Два оппонента, территориально весьма разнесенные, но единые в своей хронической украинофии не своими голосами возопили: «А черта оседлости?!». И хотя один из этих оппонентов, судя по всему, клиническая дура, а второй, человек мною любимый и уважаемый, увы, намертво зашорен оранжевыми штампами, но тема встала во весь рост. Открутиться невозможно, хотя и сознаю, что одним постингом не отделаться: ответ неизбежно повлечет за собой новые вопросы. Что ж, пусть так. В любом случае, заранее предупреждаю: ни на какие открытия не претендую, излагать буду только то, что было, и так, как оно было. И да поможет мне суровый Б-г моих предков по маме… 

Об "Истреблении народов Кавказа"

Для начала в очередной раз напоминаю: моя задача не лакировать историю России, а доказать, что она не была Империей Зла. То есть, была ничем не хуже других стран. А в чем-то даже и лучше. Итак...

Думаю, никто не станет спорить с тем, что:

(а) развитие человеческого общества, а следовательно и государства, подчиняется неким строго определенным законам, критиковать которые в силу их объективности столь же бессмысленно, сколь и законы физики или химии;

(б) любая война есть специфический метод реализации политических задач, а любые политические задачи в конечном итоге отражают требования экономики.

Исходя из этого, неоспоримо, что колониальная экспансия (более или менее) развитых стран в 18-19 веках была вызвана абсолютно объективными, а следовательно и лежащими вне зоны моральных оценок причинами, а критиковать те или иные методы реализации этой экспансии допустимо лишь исходя из моральных критериев той эпохи.

"О позорном пакте" (2)

Если кто-то из читателей первой части готов еще говорить, что «Сталин намеренно затягивал переговоры», я ему не доктор. Скажу лишь, что Уинстон Черчилль считал подписание Договора «единственной верным шагом» и обосновывая свое мнение практически так же, как и Сталин («Мы предпочитали соглашение с так называемыми демократическими странами, и поэтому вели переговоры. Но англичане и французы хотели иметь нас в батраках, и притом ничего не платить! Мы, конечно, не пошли бы в батраки и еще меньше, ничего не получая»). Впрочем, вернемся в август 1939-го…

"Это игра без правил, и у неё свои правила"

Эдуард Геворкян


"О позорном пакте" (1)
Не то чтобы мне очень уж хотелось касаться Пакта (тема обсосана неоднократно людьми, куда более сведущими и богатыми на время, нежели я), однако захотелось все-таки кое-что припомнить и упорядочить. Как всегда, по мере сил избегая личных оценок. Только факты, причем общеизвестные и легко проверяемые... 

"В свою же сеть кулик попался, Озрик..."
(Уильям Шекспир)
Южнее хребта. Очень краткий курс (2)

В дополнение к сказанному, исправлю небольшую погрешность. Если кому-то показалось, что осетины Шида Картли в 17-18 веках были сплошь пушистыми овечками, не по делу изгрызаемыми злыми волками-тавадами, то это не совсем так. Или даже совсем не так. Горцы есть горцы.

Коста Хетагуров (а есть ли авторитет выше?) в своей публицистике откровенно пишет про «особа» - набегах горных осетин на равнины, мало чем отличавшихся от «лекиоба», набегах джигитов из Дагестана, не скрывая и того, что в первую очередь страдали грузинские села. Все это, в принципе, понятно и вполне объяснимо нищетой, малоземельем, избытком в горах неприкаянной молодежи. Наконец, тем, что осетины равнин для горцев были все же своими, излишне щемить которых не полагалось, а грузины – всего лишь соседями. Но из песни слова не выкинешь: походы грузинских князей в горы в значительной мере были сродни «воспитательной работе», характерной для жизни на стыке «цивилизации» и «варварства».

1 ... 20 21 22 23 24

Популярное в разделе «Авторские колонки»