Зрителя надо воодушевлять

Если театр начинается с вешалки, то общение зрителя с театром начинается с билетера, или, как прежде его называли, - капельдинера.
Лично мне очень нравится это старинное слово – «капельдинер», оно отсылает нас к тем временам, когда одно только присутствие капельдинера в зале создавало особо торжественную атмосферу. Среди театральных завсегдатаев считалось хорошим тоном знать капельдинеров в лицо и здороваться с ними, как с добрыми знакомыми. А знаете ли вы, что и среди капельдинеров были и свои выдающиеся личности? Да-да, например, великий Шуберт начинал капельдинером в оркестре венской семинарии! (Правда, круг обязанностей у него был несколько иным).
Невозможно представить театр без капельдинеров. Они, как радушные и умные хозяева, встречают вас у входа - «Добрый день, проходите, пожалуйста! Рады вас видеть в нашем театре!», и именно с этого момента начинает складываться первое впечатление о театре, его внутренней атмосфере и о спектакле, которого ты еще не видел, но уже предвкушаешь эту встречу.
В Ярославском театре кукол служат удивительные капельдинеры – всегда приветливые, с доброжелательной улыбкой, они каждого зрителя встречают как дорогого гостя. Валентина Александровна Носова просто убеждена – «зрителя надо воодушевлять»:
-Иной раз видишь – идет ребенок не в настроении. А как встретишь ласково, поздороваешься, глядишь, дело на лад пошло, заулыбался.
Валентина Александровна – старожил капельдинерской службы, она почти двадцать лет служит в Ярославском театре кукол. Её смело можно считать знатоком детской психологии – ведь еще в молодости она каждое лето работала воспитателем в пионерских лагерях. По профессии она «технарь», много лет проработала на Ярославском моторном заводе, но стоило ей оказаться в стенах театра, как сразу поняла – вот её подлинное призвание. 
Почти столько же, 19 лет, служит в театре кукол и Людмила Львовна Коротаева. Главным в своей работе она считает любовь к детям:
- У нас ведь особый зритель - есть и совсем маленькие, и младшие школьники.  И каждого нужно любить, понимать, к каждому найти подход. А как иначе?
Это только на первый взгляд кажется, что работа у билетера – легче легкого: проверил билет, продал программку, отсчитал сдачу и отдыхай. Ан нет!
- Публика бывает очень разная, и очень непросто найти с каждым общий язык, - говорит Валентина Александровна Носова. – У нас в театре специфическая рассадка зрителей: малыши без родителей занимают первые ряды, взрослые отправляются на последние ряды, а детки, предпочитающие сидеть вместе с мамами – те в середине зала. И тут зачастую не обходится без конфликтов. И убеждать приходиться, и строгость проявлять, но все – в полголоса, с улыбкой.
О том, что капельдинер в современном театре должен быть и педагогом, и психологом говорит и Татьяна Александровна Филиппова, она даже сетует – «трудно без педагогического образования».
Наши капельдинеры не просто следят за порядком в зале во время спектакля, они, если можно так сказать, душа зала. Кто, как не капельдинер, в курсе театрального репертуара, и может с знанием дела посоветовать, какой спектакль лучше посмотреть бабушке с трехлетней внучкой, а какое зрелище заинтересует озорного второклассника?  Билетеры и на разные вопросы ответят, и за кулисы поклонников проводят, чтобы любимые артисты смогли оставить автографы на программках. 
Самый шумный зритель – во время антракта, и тут удар на себя принимает Ирина Вячеславовна Маковкина. Она следит за порядком в фойе, ловко направляет потоки броуновского движения мельтешащей детворы, умудряясь при этом с улыбкой отвечать на вопросы, какой спектакль лично ей больше нравится. По природе своей человек очень общительный, Ирина Вячеславовна легко адаптировалась к театральной работе, хотя до этого почти 30 лет простояла у плиты: она – профессиональный повар. 
Настоящим театралом стала за последние годы и Галина Владимировна Карганова. Она - смотритель театрального музея, а потому может рассказать немало увлекательного не только о спектаклях текущего репертуара, но и о тех постановках, что стали уже историей. Об уходе на «заслуженный отдых» некоторых спектаклей Галина Владимировна очень тоскует – такова «Черная курица» по сказке Погорельского. Я согласна с Галина Владимировной, этот спектакль был не только очень красив, но и не менее поучителен. Сейчас о нём напоминают прекрасные куклы, точно сошедшие с эрмитажных полотен, - их придумала и выполнила заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотой софит» художник Нелли Полякова: шитые золотом камзолы, напудренные косицы и букли париков, кринолины…
У Галины Владимировны Каргановой за годы работы в театре даже выработался свой критерий оценки спектакля – «если зрители сидят как заколдованные, значит, спектакль удался».  А Валентина Александровна Носова призналась, что просто обожает спектакль «Снежная королева» - «сколько ни смотрю, каждый раз меня в конце спектакля дрожь пробивает». 
Вот такие они разные – капельдинеры Ярославского театра кукол, люди, которые своим безупречным поведением и богатым жизненным опытом, влюбленностью в искусство театра облагораживают такую незаметную (но только на первый взгляд!) профессию. 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»