ЗАХОДИ, ЧЕСТНОЙ НАРОД, К НАМ НА «ЯРМАНКУ»

В Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике открыта новая выставка «ЯрмаНка», которая включена в состав постоянной экспозиции музея. Лингвистический акцент – ярмаНка – сделан неслучайно: это и желание «отгородиться» от современных торговых павильонных базаров, и намерение подчеркнуть подлинную историческую сущность такого важного явления в жизни русского человека 19 века, как ярмарка.

В 2006 году  в стенах Ярославского музея-заповедника уже работала аналогичная выставка. Тогда она называлась «Ярмарка».  Нынешняя «ЯрмаНка» имеет совсем иной художественный образ, она значительно дополнена и обогащена экспозиционным, иллюстративным материалом из фондов музея-заповедника. Однако главной особенностью «ЯрмаНки» является наличие нескольких интерактивных зон.  Это обусловлено адресностью выставки – она рассчитана в первую очередь на семейную аудиторию, особенно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако и взрослые посетители, особенно, неравнодушные к истории, безусловно, найдут здесь пищу для ума и усладу для глаз.  По словам куратора  выставки Людмилы Борисовны Зайцевой, на этой выставке удачно встретились история и этнография: « Мы рассказываем о жизни семьи, о быте и повседневных мелочах на примере такого явления, как ярмарка».

Каждый сектор выставки насыщен разнообразной информацией, которая считывается на разных уровнях. Вот, например, коллекция пряничных досок, которая служит иллюстративным материалом к рассказу о том, что пряники были самым любимым ярмарочным лакомством. Здесь же помещен портрет известнейшего не только в России, но и за рубежом мукомола Ивана Александровича Вахромеева. Он производил лучшую муку в 19 веке. Здесь же, в интерактивной зоне (все они отмечены яркими солнышками)  находятся жернова.  Конечно, это не оригинал, но точная копия тех жерновов, на которых мололи муку в прошлые века.  (Экспонаты для интерактивных зон  специально были изготовлены для этой выставки, или, как например, весы и набор гирь-разновесов  были приобретены в антикварных магазинах). Посетителям предлагается покрутить ручку жерновов, чтобы на личном опыте убедиться, насколько тяжел был этот труд. Не случайно, в те времена о спортивных тренажерах никто и не помышлял. А пока детвора упражняется с жерновами, взрослые посетители могут уделить время сенсорному киоску. Здесь на информационном табло можно более глубоко познакомиться с историей старинных ярославских купеческих родов – Пастуховых, Оловянишниковых, Соболевых (этой информации нет на выставке, она предназначена для любителей копнуть поглубже), узнать о самых престижных российских ярмарках,  о том, как развивался водный транспорт, узнать о меценатах Ярославля, и много других интереснейших сведений. Все рассказы дополнены старинными фотографиями, документальным материалом, что позволяет погрузиться в атмосферу прошлого.

На другом стенде можно познакомиться с таким неизменным ярмарочным товаром, как дрова.  Здесь посетителям придется поработать и мозгами, и руками. Задания предполагают знакомство со старинной дровяной мерой – саженью, аршином. Знакомясь со старинной метрической системой, гости выставки должны сложить правильную поленницу. Для современных городских детей это оказывается заковыристой задачкой. Когда ведется работа с детской группой,  экскурсовод предлагает соревнование – складывать сразу две поленницы.  «Изюминкой» конкурса является  то, что под полешками оказываются спрятаны льняные мешочки  - в одном 5 старинных копеек, в другом -  пара кусков сахара. Гид поясняет, что в старые времена складывать дрова в поленницу на ярмарке было задачей детворы. За свой труд они получали вознаграждение, равное 5 копейкам. Вопрос «что можно было в то время приобрести на 5 копеек или сколько весил кусок сахара?» «перекидывает» смысловой мостик к другому стенду и очередной интерактивной зоне –  здесь посетители знакомятся с весами, старинной мерой весов – фунтом, узнают, откуда взялась пословица «мал золотник да дорог» и пытаются взвесить  заработанный сахар. (Необходимо уточнить один нюанс: сахар- это тот реквизит, который быстро «заканчивается», поэтому необходимо заранее побеспокоиться, чтобы он был в наличии).  

Здесь же, знакомясь с красиво оформленными жестяными коробками для чая и сластей,  посетители узнают о том, по какой причине русские купцы брали иностранные псевдонимы.  Есть версии? Чтобы успешно конкурировать с «заморскими» купцами. Так, ярославский купец кондитер Василий Платонович Кузнецов по совету друзей придумывает себе звучную фамилию по названию французского городка и становится Бельфором.

От взвешивания сахара да разговоров о сластях и до чаепития недалеко. Трактир  испокон веков  был неизменным атрибутом ярмарочного гуляния.  Музейное пространство не позволяет гостей потчевать чаем, однако с понятием чайная пара (это не чашка с блюдцем, и не два стакана чая, как предполагают посетители, а два чайника  - один с заваркой, другой с кипятком) знакомится каждый.  Помните «заработанный» детворой пятак? Вот на него и можно было приобрести в трактире пару чая и два-три куска сахара.  

Есть в экспозиции и костюмерная, где посетитель может примерить «старинные»  (конечно, их современные реплики) костюмы, сфотографироваться на память.  Другая интерактивная зона привлечет детвору – здесь с помощью пальчиковых кукол можно разыграть целый кукольный спектакль.  Взрослые посетители могут пока отдохнуть на кубиках в центре зала (пока их шесть, но в скором времени это число вырастет до 18) , а могут и сложить из них картины Кустодиева. Художник очень любил рисовать бытовые ярмарочные сценки, и, рассматривая его картины, можно почерпнуть много нового о том, как одевались купцы, какое убранство было в торговых лавках.  На этих же кубиках могут расположиться и юные зрители – в «декорациях» выставки «ЯрмаНка» можно показывать и небольшие профессиональные кукольные спектакли (для этой оборудована ширма).

Неизменный интерес молодёжной аудитории вызывает предложение гида «собрать» самим  женихову шкатулку, рассматривая различные экспонаты на музейной витрине. Не каждый догадается положить на дно шкатулки плетку – символ домостроя, когда девушка из-под власти отца переходила под власть супруга.  Любопытна и книга обыска. В те времена молодые могли получить билет на женитьбу только после того, как три воскресенья подряд после службы в церкви выкрикивали их имена. И если ни разу не прозвучало ни одного слова против, только тогда их имена записывали в книгу обыска, выдавали билет на женитьбу и назначалась дата венчания.

Главным в свадебном застолье было чаепитие – и здесь посетителей ждет очередная головоломка: им предлагается отгадать назначение различных предметов чайного сервиза. А пока мамы-папы ломают головы, маленькие посетители музея могут поиграть в деревянные игрушки (точно в такие же играли их сверстники в 19 веке) или сложить деревянные пазлы.

Здесь же в формате выставки есть возможность для проведения различных мастер-классов, небольших театрализованных детских праздников.

В будущем предполагается насытить экспозицию аудигидом, чтобы посетители могли получать дополнительную информацию о каких-то экспонатах. Будет выпущен и путеводитель по «ЯрмаНке».






Лариса ДРАЧ, специально для сайта «Культурная эволюция»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»