У Стужева есть только две планки - хорошо и гениально

В Ярославском Театре Юного Зрителя в рамках 5-го областного фестиваля профессиональных театров состоялся бенефис народного артиста России, актера ТЮЗа Виталия Львовича Стужева. Поздравить в этот вечер своего любимого артиста пришли сотни ярославцев – театральный зал был полон. Сам юбиляр был строг и безупречен, в приветственном слове без тени улыбки пообещал жить долго и счастливо, если переживет свой юбилейный вечер. Обещание было встречено громом аплодисментов.

Виталий Львович появился на свет в актёрской семье и впервые вышел на сцену в возрасте... нескольких месяцев от роду.
– В пьесе Верты «Земля» отец играл главную роль, мать тоже была занята. И там по пьесе была сцена с грудным ребёнком. Вот исполнителем роли ребёнка и стал я. О втором моём актёрском дебюте мало кто знает. Мне тогда исполнилось семь лет. Это была не просто проходная роль, а с текстом – диалог с Владимиром Ильичом Лениным. В спектакле «Кремлёвские куранты» есть эпизод, когда Ильич, приехав на охоту, беседует в избушке лесника с двумя детьми. Одним из этих детей и был ваш покорный слуга. 
Столь рано попавшая в кровь «бацилла» сцены могла привести только к одному: семнадцатилетним юношей, придя служить в Рыбинский драматический театр, Виталий Стужев окончательно и бесповоротно стал человеком театра. 
Затем в биографии начинающего артиста появляется маленький городок Лысево Пермской области, где был, как это не покажется странным, очень симпатичный театр.
– Туда в своё время приехала группа актёров из Москвы во главе с режиссёром Борисом Скоморовским, который в начале 60-х в столице умудрился поставить «Один день Ивана Денисовича». После премьеры его в 24 часа «попросили» из Москвы, – вспоминает Виталий Львович. – В этом театре я сыграл сразу – в 18 лет! – Фердинанда в «Коварстве и любви», Павла в «Третьем слове» Кассона (был такой модный спектакль, он потом стал называться «Дикарь»). После этих двух колоссальных ролей амплуа молодого героя, или героя-любовника, как тогда называли, приклеилось ко мне на многие годы.
Спрос на амплуа героя был большой, его всюду приглашали. Театр Северного флота, Липецк, Брянск, Барнаул, Красноярск, Грозный, Ярославль... Кочевая жизнь, с точки зрения карьерного роста, доставила актёру немало неприятностей.
– Раз пять, начиная с ранней молодости, представлялся на звание заслуженного артиста, а получил его только в 50, потому что я всегда уезжал за день до того, как... Уже все документы готовы, вот-вот должны дать, а я с заявлением об уходе, дескать, меня уже ждут в другом театре.
За полувековую жизнь в театре заслуженный артист России Виталий Львович Стужев сыграл более двухсот ролей, в числе которых – около сорока «наипервейших» из мирового классического репертуара – Шекспир, Островский, Чехов, Мольер, Шоу, Лопе де Вега, Гоголь, Горький...
– Я думаю, что сегодня нет артиста, который может сказать о себе то же самое, – без ложной скромности говорит о себе Виталий Стужев.
Ему действительно есть чем гордиться. Например, что в молодости он по своей воле отказался сыграть предложенную ему роль (!) Гамлета. Лично я не знаю второго артиста, способного на такой поступок. 
– Накануне распределения ролей на экраны вышел фильм со Смоктуновским, актёром, которого я безгранично люблю и считаю самым великим за всю историю театра. Я посмотрел этот фильм и увидел, что его работа – примерно то же самое, что мы хотели сделать на сцене. Сыграть лучше было уже невозможно, а хуже – зачем? На следующий день я отказался от этой роли.
В «ярославском» периоде театрального досье Виталия Стужева – работа в труппе академического театра имени Волкова по приглашению тогдашнего главного режиссёра Глеба Дроздова (это получился хороший творческий тандем режиссёра и актёра, который продолжился впоследствии в Тольятти), театр на Набережной, где Виталий Стужев блестяще сыграл в спектаклях «Мыс Доброй надежды», «Портрет» Гоголя, «Иуда Искариот» Леонида Андреева. Эти постановки действительно были на слуху: о них говорили, спорили, ими восхищались. Сейчас редко какая театральная премьера производит такую волну обсуждений. Потом по приглашению режиссёра Александра Кузина Виталий Стужев пришёл в ТЮЗ, где и служит по сей день. 
Сам для себя Виталий Львович установил лишь две планки, на которые можно и должно профессионально равняться: нижняя называется «хорошо», верхняя – «гениально». 
– Я стремлюсь достичь верх¬ней планки, понимая, что никогда её не достигну, но я стараюсь. Я ненавижу халтуру, никогда не позволяю себе сыграть расслабленно или в неполную силу. Из-за меня ни разу за десятилетия моей службы в театре не отменялся спектакль. Играл с температурой под сорок, с порванными связками: приходил в театр на костылях, туго перебинтовывал ногу и играл Лопе де Вегу. Я не позволяю себе расслабиться. 
В свои мальчишеские 75 Виталий Львович по-прежнему востребован в родном театре, Ярославском ТЮЗе. Недавно он сыграл одну из главных ролей в мюзикле «Моя прекрасная леди», которую поставил главный режиссер театра Игорь Ларин.  Отрывки из мюзикла украсили творческий вечер юбиляра. 
Стужев активно сотрудничает со столичным «Ведогонь-театром», руководитель которого режиссер, педагог Щепкинского училища, заслуженный артист России Павел Курочкин, приехав на стужевский юбилей, с удовольствием сказал много хороших слов в адрес  своего коллеги по сцене. К слову, за исполнение одной из главных ролей в спектакле «Ведогонь-театра» «Царь Фёдор Иоаннович» – роли Андрея Петровича Луп-Клешнина – Виталий Стужев удостоен диплома за лучшую актёрскую работу на IX международном театральном фестивале «Голоса истории». 
Большое место в жизни Виталия Львовича занимает преподавание – в Ярославском театральном институте он ведет курс вместе с народным артистом России Александром Кузиным, коего искренне считает выдающимся мастером театральной педагогики и одним из лучших режиссёров России.  
Что можно пожелать блестящему артисту в день бенефиса? Только ролей – новых, ярких, интересных, внимания публики, грома оваций. 


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»

контрольные сварные соединения