Три премьеры в залах на Максимова

Выставочные залы Ярославского отделения Союза художников радуют изобилием художественных премьер. В последние дни осени здесь состоялось три новых вернисажа, представляющие творчество известных ярославских мастеров Виктора Решитова и Михаила Савицкого, а также творческо-семейный дуэт Надежды Лавровой и Петра Чахотина.

Михаил Павлович Савицкий – из ярославских мэтров живописи. Он на собственном опыте «алгеброй гармонию поверил», совместив учебу в  художественной студии  Дворца культуры моторостроителей и Московский финансово-экономический институт.  Тандем цифры и палитры оказался успешным. Заслуженный работник культуры, Савицкий – участник многих выставок разных рангов, его работы находятся в частных и музейных коллекциях.  Любимый жанр Михаила Павловича – городской пейзаж, он уверен, что «плэнер – учитель на всю жизнь».  Представленные на выставке пастели Савицкого хорошо перекликаются  с мощным пастельным пластом творчества Чахотина и Лавровой, экспонируемых в нескольких соседних залах. 
Творчество Виктора Решитова  в первую очередь поражает многообразием жанров и техник. В достаточно лаконичной  юбилейной экспозиции Виктор Назарович умудрился представить все грани своего обширного  таланта, и каждая грань – безупречна.  Гравюры  здесь соседствуют с акварельными листами, размашистая, тяготеющая к декоративности  живопись маслом отлично уживается с немногословной, ювелирно точной графикой.   Интересно проследить за тем, как меняются эстетические предпочтения художника в течение десятилетий.  Они столь разительны по манере письма, что трудно представить, что этих работ  один и тот же автор.  Внимательный зритель будет благодарен этой ретроспективе.  Безусловной доминантой выставки являются горные пейзажи, написанные Решитовым выпукло, со знанием дела. 
Дуэт супругов и художников Петра Чахотина и Надежды Лавровой  посвятил свою совместную выставку очень круглой дате – 125-летию, соединив воедино два личных юбилея.  Но попадая в художественный мир Чахотина и Лавровой, признаться, в последнюю очередь думаешь о каких-либо фактах их биографии.  Просто ныряешь  в чарующую атмосферу цвета с головой,  и способность мыслить и что-то анализировать возвращается далеко не сразу.  
Эти два художника – очень разные, и просто удивительно, как многолетнее существование плечом к плечу не отразилось на их профессиональном почерке. Если попытаться выразить «зерно»  творчества каждого из них только парой штрихов, то Надежда Лаврова – это, в первую очередь, иконопись и русский народный костюм (что, впрочем, совершенно не исключает  сочных, декоративных райских птиц), а Петр Чахотин – это пейзаж.   Искусствовед из Углича Светлана Кистенева  отмечает, что «на выставке соседствуют пейзажи России и предальпийских  Ланг.  В итальянской части экспозиции нет хрестоматийных видов и любимых туристами городов, провинциальная Италия открывается здесь своими обыденными сторонами. Горы и поля, виноградники…  В картинах, привезенных с севера России, небо открывается во всей своей безмерности. Границы света и тени размыты, зелень травы сочетается со старым деревом домов и сельских церквей… У Чахотина они оказываются в прямом родстве с полем южной лаванды, где ряды кусов, как маленькие взрывы, уходят к горизонту, или с маками на ветру. Растительная энергия в его пастелях разложена на характеры и подчинена единым законам». 
Вот именно этим – умением грамотно разложить все по полочкам и обосновать восторженные зрительские охи и ахи - отличаются искусствоведы от нас, простых смертных.  Не перестаю этим восхищаться. Я же, рассматривая бескрайнее небо архангельского Кенозерья и упиваясь красно-оранжевыми рядами виноградников, думала только об одном: как бы ухитриться, и «попросить» у этих чахотинских работ эстетического убежища на веки вечные.  
Надежда Лаврова – угличанка, к  иконописи она пришла через десятилетия увлечения текстилем, много работала с костюмом. Это давнее увлечение нашло отражение в серии кукол, одетых в яркие, неописуемо прекрасные народные костюмы, не менее хороши и рисунки. 
Петр Чахотин – парижанин по рождению, долгие годы живет в Италии, но считает себя русским художником-пастелистом, следующим традициям русской школы пленэрной пейзажной живописи.  Этот гражданин мира открыл Италию многим ярославским художникам – это с благодарностью отмечали на вернисаже выставки именитые  мастера живописи Валерий Теплов и Сергей Коровин.  Также было сказано немало добрых и справедливых слов о том, какой неутомимый труженик и дивный организатор Петр Чахотин: ведь он организовал и провел семь (!) международных выставок пастели, взвалив на свои плечи все организаторские хлопоты. 
На построенной совместными усилиями двух мастеров палитры юбилейной выставке  - почти две сотни работ.  Одна краше другой. И, честное слово, это лучше увидеть своими глазами.


 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»