Театру с Еленой повезло

Люди по-разному подходят к своим юбилеям. Кто-то готов закатить пир на весь мир, а кто-то предпочитает посидеть и помолчать, осознав всё то, что с тобой за эти годы произошло. Помощник режиссёра и актриса Ярославского театра кукол Елена Лопатина – из последних.

Это только кажется, что абсолютно все девочки в детстве хотят стать актрисами. Вовсе нет. Например, Елена Юрьевна Лопатина, чья профессиональная судьба неразрывно связана с Ярославским театром кукол без малого два десятилетия, об артистической стезе совсем не грезила. Напротив, с детства она обожала разных жучков и паучков, могла часами наблюдать за жизнью муравейника и не спать по ночам, ожидая того удивительного мига, когда из лягушачьей икры, бережно принесённой с пруда, начнут вылупляться головастики.


При таких увлечениях путь Елены, казалось, был предопределён – биология, причём манила её именно научная работа, а не преподавание этого предмета в школе. Не мешали целеустремлённому движению в науку ни занятия в музыкальной школе, ни азарт освоения гитары.

Примечательно, что в тот год, когда подошла пора поступления в вуз, в Ярославле открылся театральный институт, и Лена машинально отметила про себя этот факт, подумав: надо же, как интересно, ведь кто-то также как она о биологии, грезит о сцене. Однако на консультацию в театралку решила сходить – так, ради интереса. Абсолютно не будучи готовой к прослушиванию, что-то прочла, спела, и окончательно расположила к себе Игоря Зайкина, набиравшего курс актёров театра кукол, честно подняв руку на вопрос, кто бы хотел работать с куклами (абсолютное большинство абитуриентов мечтали о драматической сцене).


- Игорь Александрович тогда обрадовался, велел мне обязательно приходить на туры, о чём я тут же благополучно забыла, поскольку на носу было поступление в университет. Проверила себя, убедилась, что могу, и ладно, - вспоминает Елена Юрьевна. – А тут, как назло, на подготовительных курсах вместо занятий по биологии стали ставить одну математику, которую я не любила. Решила вовсе никуда не поступать, пойти поработать, осмотреться, но мама буквально силой вытолкала меня с гитарой в руках за дверь – поступать в театральный, раз уж прошла консультацию.  

Так, вопреки собственному желанию, Елена Лопатина поступила в театральный. Когда начались занятия по актерскому мастерству (со студентами работали Вячеслав Шалимов и Игорь Зайкин), дивные по своей многоплановости уроки сценической речи, которые вела Светлана Васильевна Бабарыкина, начинающая актриса отчаянно влюбилась и в профессию, и собственно в театральное искусство. И теперь ужасалась от одной только мысли, что этого могло бы в её жизни не быть, поступи она, как намеревалась, на биологический факультет.

В стенах театрального института в жизни Елены Лопатиной произошла ещё одна знаковая встреча – с режиссёром и педагогом Еленой Тадеушевной Борисовой, с которой впоследствии Елена Юрьевна искренне подружилась.

Но судьба точно испытывала Елену на верность профессии. По окончании института она вышла замуж за военного, и отправилась по месту службы мужа – сначала в Прибалтику, потом в Ленинградскую область. Какой уж тут театр! Работала в детском саду, в школе, офицерском клубе. Но жажда творчества упрямо торила себе дорожку, и Елена Юрьевна вела с детьми театральный кружок, делала кукол, играла  в самодеятельном театре. О тех годах, хоть и далёких от профессиональной сцены, Елена Юрьевна по сей день вспоминает с благодарностью.

К моменту возвращения в Ярославль диплом об окончании театрального института уже десять лет не был востребован. Столько лет вне профессии – это серьёзный срок. И, все-таки, первым делом Елена Лопатина пришла в театр кукол, в надежде, что здесь отыщется для неё хоть какая-то работа.

- Мне предложили должность помощника режиссёра. Правда, честно предупредили, что работа нервная, хлопотная, и что, дескать, список должностных обязанностей столь велик, что на одном листе не умещается. Я тут же согласилась, - рассказывает Елена Юрьевна.

Коллега Лопатиной по театру, заведующая труппой, заслуженная артистка России Елена Константиновна Снегирёва убеждена, что в тот момент, когда театр кукол принял в свои ряды Елену Лопатину, ему (театру) несказанно повезло. Елена Лопатина бесконечно внимательна как к людям, так и к предметам, требовательна не только к другим, но и к себе, в первую очередь.

- Елена Юрьевна коммуникабельна и организованна, и эти качества позволяют ей блестяще справляться  с такой непростой работой, как помощник режиссёра. Ведь это тот человек, который в ответе за всё. А ещё Елена Лопатина яркая, разноплановая актриса, которая много занята в репертуаре театра, - говорит Елена Снегирёва.

А началась актёрская карьера нашей героини с лёгкой и счастливой руки режиссёра Елены Борисовой, которую на тот момент пригласили  театр восстанавливать спектакль «Чёрная курица». Увидев в театре свою бывшую ученицу Лопатину, Елена Тадеушевна обрадовалась и сходу, не слушая никаких возражений, предложила ей главную роль в этом спектакле – мальчика Алёшу.  

- Как я тогда испугалась! Совершенно не верила в себя, боялась, что за эти годы напрочь забыла, как работать с куклой. Но вера в меня Елены Тадеушевны, которую я бесконечно уважала и любила, держала меня, точно крылья. И, осознав, что не имею права подвести человека, который так в меня верит, я с головой погрузилась в работу над ролью, - вспоминает Елена Лопатина.

Работа в спектакле «Чёрная курица» оказалась для Елены Лопатиной не только интересной, но и звёздной: за исполнение роли Алёши актриса была удостоена областной губернаторской премии. Первая главная роль и первая солидная награда – таким получился трамплин, вернувший Елену Лопатину в актёрскую профессию.

Потом были другие интересные роли – Карлик в спектакле «Карлик Нос», миссис Отис в спектакле «Кентервильское привидение» (эта работа Ярославского театра кукол была номинирована на Национальную театральную премию «Золотая маска»), фея Динь в «Питере Пэне». Елена Лопатина призналась, что обожает спектакли для самых маленьких зрителей, и с неизменным удовольствием погружается с головой в удивительно искренний и открытый мир чистых детских эмоций.

А что до собственного детского увлечения жучками-паучками, то оно с годами переросла в цветоводство. Елена Юрьевна Лопатина с не меньшим наслаждением, чем когда-то наблюдала за жизнью насекомых, высаживает на своём дачном участке розы и диковинные гортензии, по мере своих сил превращая скромную природу средней полосы в райский тропический уголок. Она и сама как цветок, хрупкий и нежный, зависит от солнечного света, от ярких красок, от тёплого общения. Не даром коллеги Елены Лопатиной по театру сравнивают её богатый внутренний мир с живописью французского импрессиониста Ренуара, чья живопись завораживает парящей динамикой, глубиной и силой пастельных тонов.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»