Танечка Макарова. Мозаика творчества.

В арт-пространстве «Тепло» проходит персональная выставка художницы Татьяны Макаровой. Автор назвала её «Цветные камешки иллюзии», по названию одной из своих работ.

Куратор и со-организатор выставки – очень творческий человек, большой любитель искусства Владимир Скориков. Когда его любовь к прекрасному переросла уютное домашнее понятие «хобби», он придумал для себя непривычный пока еще для многих вид деятельности – виртуальную арт-галерею «Флюгер», стал виртуальным галеристом. Явление для нас – достаточно новое, потому требует пояснения. Виртуальный галерист находит автора, творчество которого хотел бы представить широкой публике, затем – пространство для выставки (так как своего не имеет) и, складывая один плюс один, получает выставку. Выставка Тани Макаровой – уже третий удачный проект Владимира Скорикова, с чем можно его поздравить. 

Признаюсь, мне очень радостно писать о Танечке Макаровой именно как о художнице ярославской: не окажись она некоторое время назад волею судеб в нашем славном городе на Волге, мы могли бы и не познакомиться, не пересечься. А это было бы грустно. Матата (таково творческое имя-автограф Тани Макаровой) – человек очень светлый и солнечный, она заряжает своим теплом и позитивом каждого, на кого обращает своё внимание. 
Ярославной Матата стала чуть меньше десяти лет назад. Она вообще легка на подъем, человек-странник, художник-путешественник, с равным интересом осматривает и обживает пространство вокруг себя хоть в Плесе (где любит погостить у подруги), хоть в Венгрии (где неоднократно принимала участие в симпозиумах по горячей эмали), … да где угодно. Эта охота к перемене мест у нее, похоже, врожденная: родилась в Татарстане, училась сначала в Перми, потом в Нижнем Тагиле, одно время жила и работала в Нижнекамске. А когда жизненные обстоятельства сложились так, что появился шанс куда-то переехать, то раздумий у неё не было – только Ярославль. Город она успела узнать и полюбить, неоднократно принимая участие в семинарах Международного творческого центра «Эмалис», который создал народный художник России Александр Карих.  Там, в «Эмалисе», мы однажды и познакомились с Таней Макаровой во время очередного эмальерного семинара.  Помню, тогда она с удовольствием продемонстрировала мне три работы - свеженькие, с пылу-с жару, только что после обжига, явно с японской тематикой.
– Точно иероглифы у вас тут, – предположила я, всматриваясь я в абстрактную картинку.
– Вот и я так думаю, – легко согласилась художника, и с детской непосредственностью добавила, – а ведь собиралась сделать дерево. Сама не ожидала, что так получится: эмаль своей непредсказуемостью и интересна.
С первых минут знакомства Таня Макарова призналась мне, как давней подруге: 
– Вообще-то я «всеядна»: пишу маслом, с удовольствием занимаюсь батиком, акрилом, эмалью. Считаю, что творческий человек не должен зацикливаться на одном материале - ведь одно направление обогащает другое. У меня часто так случается: начатую, например, в эмали тему я дорабатываю потом в других материалах.

Талант Мататы действительно многогранен. Ей дано удивительное дарование – видеть будущее произведение искусства в самом бытовом, бэ\ушном материале: ткань, оставшаяся без пары одинокая потертая перчатка, ремешки от стоптанных босоножек, спицы от сломанного зонта, бусины, веревочки, кружево… - из этого, прямо скажем, хлама (я бы выбросила, не раздумывая, честное слово!) золотые руки Тани Макаровой способны создать дивной красоты панно или арт-объект. 
Однажды в Союзе художников был очень интересный проект, который курировали искусствовед Ирина Реховских (нынче она курирует проекты в Москве, в самом Манеже!) и известный художник Михаил Бекетов, проект назывался «Арт-матрица». Тогда Татьяна Макарова представила длиннющие текстильные панно, сшитые из отживших свой век джинсовых вещей. Джинсовый «сэконд хэнд» собирала не один год – так, на всякий случай. А тут подвернулся проект «Арт-матрица», и всё сошлось: что, как не джинсы, является матрицей современной моды? Зерно идеи упало на плодотворную почву – именно около джинсовых дорожек Макаровой тогда предпочитали фотографироваться многие посетители выставки. 

Татьяна Макарова не рассуждает, что может быть предметом искусства, а что – нет, она просто берёт и делает, вдыхая новую жизнь… да вот хоть в старые кастрюльные крышки. Скажете, металлолом? Ан нет. Расписанные яркими красками, снабжённые юмористическими девизами типа «крышуем искусства», эти арт-объекты полюбились ценителям декоративно-прикладного искусства разных городов, крышки уже изрядно поколесили по различным выставкам и фестивалям. Не обошлась без кастрюльных крышек, переживших творческую реинкарнацию, и нынешняя выставка в «Тепле» -  они задорны, ярки, позитивны, остроумны. Они уже далеки от кухонной утилитарной функции, приписанной им с рождения, эти крышки – арт-объекты.  И даже обычный брус смотрится как арт-объект.

… Примечательно, что к одной крышке, призванной в будущем стать аналогичным крышечным шедевром, приложили руку с маркером и все посетители вернисажа (и я в том числе) – оригинальная книга отзывов о выставке получилась Татьяне на память.  Своеобразным «алаверды» художницы стали бумажные броши-этикетки, которыми она одаривала каждого гостя сразу после приветствия. Брошей Матата заготовила 27 (почему-то задумалось ей именно это число гостей… забегая вперед, скажу, что брошей бумажных, «как пряников сладких» всегда не хватает на всех), рисунок-орнамент на каждой – оригинальный, не повторяется. Каждый гость удостоился права выбрать презент по собственному вкусу. На моей броши – стилизованная ветка-растение, узорочьем параллельных завитков напоминающая нотный стан. 
Авторские открытки – это еще одно дивное направление творчества Мататы.  В искусстве мейл-арта Татьяне Макаровой, по-моему, нет равных. По крайней мере, у нас в Ярославле точно. К тысячелетию Ярославля Матата подготовила целый мейл-арт проект, в который вошли конверты ручной работы, открытки и даже марки - и всё о Ярославле. В свою оригинальную затею она вовлекла более ста художников из 24 стран мира, подготовка – переписка заняла два года, в адрес Макаровой пришло более тысячи оригинальных писем-открыток ручной работы! Выставка мейл-арта получила добродушное имя-присказку «Ярославль - город славный, в нем живет народ забавный» и состоялась, если не изменяет память, в Ярославском художественном музее.  А совсем недавно Татьяна Макарова инициировала новый мейл-арт проект, и снова в Художественном музее, его «зерном» стало культовое полотно Алисы Порет и Татьяны Глебовой «Дом в разрезе». Вот уж, действительно, придет к тебе такое «письмецо в конверте» - «погоди, не рви», а вставь в рамочку, да пристрой на стеночку.

Все вышесказанное должно было вас убедить в том, что художник Татьяна Макарова – удивительная творческая личность, и познакомиться-прикоснуться к её творчеству – большая удача для каждого. Это можно сделать, заглянув в галерею «Тепло». 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»