Такой разный Багдасарьян!

В выставочных залах на Максимова в последние дни уходящего года происходит то, что один остроумец обозначил как «пир духа». Именно так, в прямом смысле, с четкой и внятной паузой между словами. А как иначе назвать персональную выставку ярославского художника Владимира Багдасарьяна, где есть пища и для ума, и для сердца, и повод для размышлений о бесконечно трудном, и неизменно прекрасном пути художника? Правда, сам Владимир Васильевич назвал свою персональную выставку куда проще – «Милая сердцу провинция».

Родился в городе Уральске Казахской ССР. В 1975 году окончил среднюю школу в городе Углич Ярославской области. В 1985 году окончил художественно-графический факультет Костромского государственного педагогического института имени Некрасова.  С 1981 года начал свою творческую выставочную деятельность, участвуя во всесоюзных, республиканских, региональных и областных выставках.

 С 1989 года являлся членом Объединения молодых художников и искусствоведов Союза художников СССР. 
С 2002 года – член Союза художников России. Творческая специальность графика. 
Преподаватель ярославского  градостроительного колледжа. Дипломант Союза художников России. 
Участие в выставках:
1986  Межрегиональная молодёжная выставка, г. Кострома
          Всесоюзная выставка «Космос на службе мира», г. Москва
          Межрегиональная выставка, г. Вологда
          Первая Всероссийская выставка станковой графики, г. Москва
1987   Первая Всесоюзная выставка станковой графики, г. Москва
           Всероссийская выставка «Космос на службе мира», г. Калининград
1990   Седьмая Региональная художественная выставка «Художники центральных областей России», г. Владимир
1999   Межрегиональная выставка, г. Горький
2000   Персональная выставка, г. Углич
2001   Региональная выставка «Провинция -Столица», г. Ярославль
2003   Региональная выставка «Золотое кольцо России», Ярославль - Москва
           Региональная выставка  центральных областей России, г. Липецк
           Персональная выставка  ЦВЗ СХ, г. Ярославль
2005  Всероссийская выставка «Возрождение», г. Белгород
          Выставка «Ярославский союз художников».  ЦДХ,  г. Москва
2009  Персональная выставка.  ЦВЗ СХ , г. Ярославль
2010  Республиканская выставка «Ярославль тысячелетний», ЦВЗ СХ, г. Ярославль
2011  Всероссийская выставка пастели «Пастель России», г. Омск
          Персональная выставка. Картинная галерея им. Д. А. Трубникова, г. Фурманов
2012  Всероссийская выставка «Единение», г. Нижний Новгород
          Межрегиональная выставка (по итогам трёх пленэров), г. Иваново
2013  Персональная выставка. ЦВЗ СХ, г. Ярославль
С 1981 года – постоянный участник областных выставок.
Произведения художника находятся в музеях Ярославской, Ивановской области, в российских и зарубежных частных коллекциях.


Надо признаться, что долгое время имя художника Багдасарьяна  у меня ассоциировалось исключительно с графикой. На небольшого, альбомного формата листах лаконично, чётко, кропотливо, но при этом без детального мельтешения, только главное,  изображены церкви, покосившиеся деревенские избушки, щербатые заборы, раскинувшие ветви-руки деревья.  На каждом листе – что-нибудь одно: либо церковь, либо дерево, либо забор.  Удивительно лаконичные, и в то же время цельные рисунки.
- Еще лет пять, и вы больше такой графики не увидите в выставочных залах, - грустно пророчествует Владимир Васильевич.  -  В нашем союзе человек  пять – шесть от силы работает в такой технике. И все. Почему? А потому что графика  не продается. Времени и труда занимает много, а покупателей – нет. 
И, тем не менее, именно рисунок Владимир Багдасарьян считает альфой и омегой живописи. Так и говорит: «моя природа – карандаш». Для примера кивает на другую стену зала, где представлены его же картины. Они выполнены в редкой технике «пуантель», когда рисунок состоит из множества отдельных точек. Именно в технике пуантелизма писал знаменитый импрессионист Поль Синьяк. Но Владимир Багдасарьян пошел дальше знаменитого предшественника: он сделал точку объемной, весомой, превратив живопись в некое подобие мозаичного панно.  Лицом к холсту – картины не увидишь, теснят друг друга выпуклые, красочные  точки-тире  (не менее пяти-шести различных оттенков на квадратный сантиметр холста, иначе это и не живопись вовсе). Но стоит отойти на несколько метров, и точно по волшебству из красочного нагромождения прорисовывается, проступает деревенский пейзаж, березовая роща, и церковка, взбежавшая на пригорок.  Чудо как хороши холсты, они точно живые, остро реагируют на то, как свет падает. 
- Когда художник заведомо экономит краску, ничего у него не получится, - уверен Владимир Багдасарьян. – И у меня бы ничего не получилось, если бы все мысли были только о том, хватит краски или не хватит.  Мне не интересно работать кистью, хотя так работают многие художники и, надо признать, добиваются хороших результатов.  
Сам Владимир Васильевич работает мастихином. Такой яркой, броской, почти декоративной манерой запросто можно замаскировать, завуалировать свое неумение рисовать, признается художник.  Именно поэтому разноцветье импрессионизма строго контрастирует  на выставке с академичностью графики. Такое соседство неслучайно:
-  Я допускаю, что иной глянет на мои картины, и, усмехнувшись, бросит - «я так тоже могу».  А посмотрит на стену с графикой и уже задумается, а сможет ли? Умеющий рисовать, сумеет и картины писать. 
Педагогическая жилка то и дело прорывается в Багдасарьяне-художнике. Ничего удивительного в этом нет, ведь он больше десяти лет преподает графику, живопись и рисунок в градостроительном колледже,  терпеливо протаптывает тропинку к творчеству в душах и сердцах трех сотен студентов.  Дается это нелегко: всюду проникает компьютер, и конкурировать с этим "божеством" сегодняшнего дня художникам-умельцам все труднее. Владимир Васильевич компьютерную графику не жалует, говорит, что куда полезнее все научиться делать своими руками, а уже потом  - подключать прогресс. Считает, что новые технологии губительны для будущих творцов: уже сегодняшние студенты не умеют делать то, что могли их предшественники. А что же дальше? Вот и плэнеры для студентов отменили. Как при таких стандартах образования вырастишь творца?
С 1986 года Владимир Багдасарьян активно выставляется.  В его послужном списке – региональные, российские,  республиканские, персональные выставки.  Его произведения находятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом. Он всегда находится в творческом поиске себя сегодняшнего, смело экспериментирует, ищет и находит новые слова и техники для выражения своего мироощущения. И, быть может, на следующей персональной выставке (хочется верить, что она не заставит себя долго ждать)  зрителю представится случай познакомиться совершенно с новым Багдасарьяном. Буду ждать новой встречи с нетерпением.

P.S. Внимательный читатель вправе поинтересоваться: а почему на плакате присутствует  имя Михаила Бекетова, раз речь идет о художнике Багдасарьяне? У него тоже открылась персональная выставка,  через стенку с картинами и графикой Багдасарьяна. О ней я расскажу в следующий раз.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»