Столь разные семейные обстоятельства

На сцене Первого русского театра прошли гастроли Московского академического театра имени Маяковского. Два представленных москвичами спектакля наглядно продемонстрировали контрастность репертуарной политики театра, ибо от водевиля «Амуры в снегу» до драмы «Август: графство Осейдж» - дистанция огромного размера.

Даже не очень понятно, как одни и те же актеры могут играть столь полярные (во всех смыслах) спектакли. Первыми на суд ярославской публики оказались представлены «Амуры в снегу». Режиссер Екатерина Гранитова обратилась к комедии Фонвизина «Бригадир». В итоге получилась абсолютно легковесная комедия положений, в которой все друг в друга влюблены (естественно, в чужих мужей и жен), а потому до поры до времени скрывают это.


Поскольку одним из авторов пьесы, адаптировавшим фонвизинский текст для современного театра, является известный бард Юлий Ким (второй – Леонид Эдлин), то, ясно дело, все герои поют. Музыка композитора Григория Ауэрбаха пронизывает все действие, она его полноправный участник. Впрочем, изначально это планировалось как сценарий к кинофильму, но воплотилось на сценических подмостках. Пение «в живую» удачно поддерживает фортепианное трио – фортепиано, скрипка и виолончель. Получается достаточно мило, в духе домашнего музицирования. Водевили с обилием музыкальных куплетов либо любят, либо нет. Я отношусь к последним.

Среди зрителей спектакля «Амуры в снегу» я была не одинока: кто-то, сразу поняв, что ошибся с выбором мероприятия, деликатно покинул театр, не дожидаясь антракта. Другим незатейливые шутки в стиле «пришел муж домой, а там жена с любовником», и утомительно повторяющаяся реприза полового Тришки «может, чаю?» пришлись очень даже по душе. Что ж, как говорится, на вкус и цвет… Зато спектакль «Август: графство Осейдж» наглядно продемонстрировал всю режиссерскую и актерскую мощь знаменитой «маяковки».


Пьеса Трейси Леттса «Август. Графство Осейдж» была поставлена на ведущих сценах мира и получила Пулитцеровскую премию. Пьеса с успехом шла в Чикаго в театре Steppenwolf, где Леттс несколько лет подряд выходил на сцену как актер, на Бродвее и в Лондонском национальном театре. И наконец, минувшей осенью начались съемки голливудского фильма, в котором членов семьи Уэстон будут играть Мэрил Стрип, Джулия Робертс и Бенедикт Камбербэтч. В Театре имени Маяковского – первая постановка пьесы в Москве. Более того – это премьера нынешнего сезона. Так что ярославцы одними из первых смогли увидеть новую работу актеров театра имени Маяковского. Первое, что приковывает внимание (даже несмотря на начавшееся действо) – это декорации. Обычный белый силуэт дома волшебством латышского художника Гинтса Габранса «оживает» - роль волшебной палочки выполняют 3Д-проекции. Это дает возможность показать дом в разрезе, «приблизить» какую-то из нужных для конкретной мизансцены комнат, «мебелировать» пространство согласно развитию пьесы, сжать или углубить его. Оторваться от созерцания декорация и сосредоточиться на действе достаточно сложно, но когда, наконец, удается переключить внимание, сюжет проглатывает тебя и «выплёвывает», достаточно пережёванную, с потрепанными нервами, лишь к финальным аплодисментам. В центре повествования – «милые» семейные разборки. Уходит в никуда, с тем, чтобы уже не вернуться, глава дома Беверли. Зритель слышит лишь его голос в начале спектакля, дающий указания и распоряжения (актер Юрий Никулин).

В доме остаются его жена, наркоманка со стажем Виолетта (эту роль исполнила народная артистка России Евгения Симонова), и одна из дочерей, Карен (актриса Зоя Кайдановская), которую деспотичная мать, несмотря на преклонный возраст младшенькой, так и не отпустила из дома.

В дом, подстегнутые новостью о пропаже отца, съезжаются две другие дочери Беверли и Виолетты с семьями, а также сестра Виолетты - Метти Фей Эйкен (заслуженная артистка России Надежда Бутырцева), которая задает темп склочному выяснению семейных отношений. «Кто кому Вася» - это герои спектакля на повышенных тонах, со взаимными обвинениями и неожиданными откровениями будут выяснять на протяжении трех часов. Все обвиняют всех, никто никого не слышит. В сухом остатке – поломанные судьбы, подавленные чувства, бесконечные предательства ближних и самих себя.

Театр поднимает вечные вопросы: что правильнее – остаться с пожилыми родителями в провинции или уехать, прожить свою жизнь? Что выше – дочерний долг или собственные интересы? При великолепнейшей игре всей актерской команды, нельзя не выделить работу Евгении Симоновой и Анны Ардовой. Сильные и слабые, властные и несчастные, желающие контролировать всё и вся и не могущие разобраться даже с собственной жизнью, мать и дочь, сколь разные столь и похожие друг на друга - в этих ролях всё безупречно, до последней гримасы, до мельчайшего жеста.

Спектакль очень тяжел для восприятия, но, похоже, ярославцы стосковались именно по такой ноше: столь продолжительных, сдержанно-прочувствованных аплодисментов давно не звучало в стенах Первого русского.

Фото предоставлено Театром им.Вл.Маяковского

фото Дениса Жулина и Александра Качкаева

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»