Современная жизнь "Дома в разрезе"

В Ярославском Художественном музее состоялась очередная встреча, посвященная проекту «Дом в разрезе». Напомню, что «Дом в разрезе» - это эталонное (по мнению специалистов) полотно филоновской школы, написанное художницами Алисой Порет и Татьяной Глебовой в 1931 году. Музейный проект посвящен детальному исследованию полифоничного полотна, эпохи, во время которой оно было создано, и максимальному приближению картины к современности. Последнее предполагает создание новой образовательной программы для взрослых «Дом в разрезе» и приложения для планшета. Этот проект стал победителем X грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музей и новые образовательные программы».

В июне этого года один из авторов проекта и его вдохновитель Марина Полывяная собрала всех неравнодушных к этому многозначному полотну зрителей с тем, чтобы объявить о преприятнейшем известии – о победе в конкурсе, начале работы над проектом и прочих радостях общения с прекрасным. Прошло несколько месяцев, и мы вновь собрались у картины, чтобы понять и осмыслить случившиеся перемены.
Во-первых, со слов Марины Полывяной, за это время произошли интереснейшие встречи с людьми, которые были потомками тех, кто имел самое непосредственное отношение к художницам, написавшим картину, бывавшим в том самом доме, что стал предметом нашего пристального изучения. Так, на Невельских чтениях авторы проекта встретились с ученицей пианистки Юдиной, изображенной на картине,  - Мариной Дроздовой, и заручились её обещанием в будущем сыграть на музейных встречах у полотна. (К слову, эту музейную встречу тоже сопровождала музыка, которая, возможно, звучала на вечерах в доме Алисы Порет и Татьяны Глебовой). 
В день, когда по улицам нашего города был пронесен огонь зимней олимпиады, из стен музея всем партнерам проекта были отправлены открытки с изображением картины «Дом в разрезе». Специальные олимпийские марки и специальный штемпель с датой гашения сделали простую почтовую карточку музейным экспонатом, и это тоже стало ниточкой, связавших два наших столетия. 
Проекту «Дом в разрезе» был посвящен один из материалов журнала «Театральный круг», и главный редактор этого издания, профессор Маргарита Ваняшова поведала о радостях работы над этим материалом.
И, наконец, член проектной команды, искусствовед Нина Голенкевич, чьими трудами в 80-е годы прошлого столетия и появилось в стенах нашего музея  это  полотно, представила гостям два произведения Павла Кондратьева, художника филоновской эпохи, приобрести которые музей намеревается в самое ближайшее время. 
За время, прошедшее с первой встречи друзей «Дома в разрезе», проект приобрел весомых партнеров – сразу шесть известных музеев России согласились предоставить произведения русского авангарда из своих коллекций для виртуального присутствия на сайте проекта

И, наконец, всем присутствующим было предложено поиграть в игру в разрезы. Этой салонной  забавой упражняли своё остроумие гости, бывавшие у Порет и Глебовой в гостях. Суть игры в следующем: предлагается «разрезать» кого-либо и оценить, что у него внутри. Нечто виннипуховское «в голове моей опилки – не беда». Для препарирования предлагалось несколько слов, одно из них  - музейщик. 
В рамках этого проекта мы еще не раз встретимся у картины, чтобы поближе познакомиться с многочисленными персонажами «Дома в разрезе», мысленно прогуляться по Ленинграду начала прошлого века, пытаясь осознать, что нарисованные Глебовой и Порет на холсте герои реально жили на берегах Невы, послушать музыку, звучавшую некогда в стенах Дома. 

 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»