«Скрипач на крыше» заставил плакать и смеяться

Вот и подходят к концу гастроли Казанского академического русского большого драматического театра имени Качалова. За две недели гастролей ярославцы познакомились с лучшими спектаклями из репертуара качаловцев. Это «Пиковая дама» Пушкина, «Роковые яйца» Булгакова, комедия «Золотой слон», поставленная художественным руководителем театра, народным артистом России и Татарстана Александром Славутским по пьесе ярославского, малоизвестного драматурга Александра Копкова, уроженца Некрасовского района. Юные зрители познакомились со сказкой Льва Устинова «Иван-дурак и черти». Однако вряд ли я ошибусь, если предположу, что настоящую бурю эмоций у ярославских поклонников театрального искусства вызвал мюзикл «Скрипач на крыше», поставленный по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник».

Это один из самых известных в мировой театральной культуре  мюзиклов. Американский театральный композитор Джерри Бок был удостоен премии «Тони» за музыку и песни к «Скрипачу на крыше».  (Премия «Тони»  - не слишком у нас на слуху,  а между тем уже на протяжении более полувека она считается театральным  эквивалентом кинематографического  «Оскара»,  музыкальной «Грэмми» и телевизионной премии «Эмми»).  Автор либретто мюзикла «Скрипач на крыше» Джозеф Стайн также был удостоен премии «Тони» за эту работу.  Этот поистине гениальный спектакль был сыгран на Бродвее… 3242 раза (!), неизменно покоряя сердца зрителей.   
В Казанском академическом русском большом драматическом театре имени Качалова премьера спектакля «Скрипач на крыше», поставленного народным артистом России и Татарстана Александром Славутским,   состоялась в 1998 году.  За это время сыграно более 400 спектаклей при постоянных аншлагах.   «Скрипачу на крыше»  качаловцев аплодировали во Франции; этим  безукоризненным зрелищем уже насладились жители многих городов России  - Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Сочи, Краснодара, Екатеринбурга, Ульяновска, Челябинска. И вот теперь к списку поклонников этого мюзикла можно смело причислить Ярославль. Французское издание «Прованс» после спектакля в Марселе так отозвалось на постановку казанцев: «Скрипач на крыше» – чистое волшебство.  Труппа Александра Славутского взяла высший барьер. Спектакль, выстроенный по всем правилам жанра в сочетании песен, танцев и текста, возвышается до патетики «Собора Парижской Богоматери». И столь высокая французских критиков оценка нисколько не является преувеличением. 
Название мюзикла было навеяно авторам картиной Марка Шагала, где изображен скрипач на крыше одного из домов города Витебска. Шагаловский мотив взял за основу сценографии и художник-постановщик спектакля в театре имени Качалова народный художник Татарстана, Лауреат Государственной  премии республики Татарстан имени Тукая Александр Патраков. Точно парящие в воздухе кривобокие домишки подчёркивают, как исторически, неумолимо обречён этот древний народ  на вечные скитания. 
И, все-таки, почему акцент сделан не на персоне главного героя Тевье-молочника (эту роль великолепно сыграл народный артист Татарстана, лауреат Государственной Премии Татарстана имени Тукая Михаил Галицкий)?  Ответ дает сам Тевье-молочник в начале спектакля: «Каждый из нас пытается пропеть свою простую песню, удержавшись на крыше».  Крыша жизни – именно это имеется в виду. А опорой в этом непростой балансе служат обычаи народа. «Без обычаев наша жизнь была бы такой же неустойчивой, как скрипач на крыше», - поясняет глубинную причину предстоящих трагических конфликтов этой истории её главный персонаж Тевье.      
Это трогательная,  драматичная и, несмотря на все горести и беды,   жизнеутверждающая история о жителях местечка Анатовка на юге России, где на протяжении многих лет живут в соседстве русские и евреи.  Здесь живет и Тевье-молочник со своими пятью дочерьми. Все они строго чтут обычаи, но времена меняются, и дочери Тевье наперекор традиции и решениям отца  сами решают свою судьбу.  Что ждет их? Вечное странствие жизни, в котором сплетаются воедино печаль и радость, смех и слезы. 
Спектакль качаловцев предстал перед зрителями подлинной энциклопедией  повседневной жизни еврейского народа,  прекрасной иллюстрацией богатой еврейской культуры. Споры о вере представителей разных конфессий,  неумолимое столкновение старого и нового мира, болезненная ломка обычаев – эти масштабные проблемы преломляются в судьбе одного простого маленького человека – Тевье-молочника.  Привычный ему с детства ритм жизни меняется, Тевье, не успевая приспособиться к переменам, мучается: «Как мне быть с моей верой, моим народом? Если я поддамся, я сломаюсь!».   
Спектакль поднимает очень непростую тему межнациональных отношений. В Анатовке вопрос мирного сосуществования русской власти и еврейского населения давно решен к  обоюдному удовольствию: «дружба» с урядником и жандармом такова, что «их благородия» заранее предупреждают жителей местечка о предстоящих погромах. «Даже жаль, что вы, ваше благородие, не еврей!», - такая оценка служит высшей похвалой в устах Тевье-молочника.  Но сердце невольно сжимается от той привычной покорности, с которой герои спектакля обсуждаются бытовые детали предстоящей акции: окна побьют, подушки вспорют, ничего особенного. 
И, тем не менее, при всей болезненности этой темы, режиссер-постановщик спектакля Александр Славутский акцентирует внимание на другом: его интересует, прежде всего,   
национальное и человеческое  достоинство.  « Сегодня это важно и для русских, проживающих на территории стран Балтии, и для тех, кто живет в Азии – для всех», - отметил на встрече с ярославскими журналистами Александр Яковлевич. 
Спектакль «Скрипач на крыше» очень музыкальный, в нем много песен и танцев, и просто диву даешься, видя, как драматические артисты естественно и  легко переходят  от полных душевных переживаний монологов и диалогов к вокалу и танцевальным па. Сложные музыкальные партии звучат  безупречно, и главное, в любом месте зала, где бы ты ни сидел, слышно каждое слово. Это говорит не только о большом профессионализме актеров, но  и об уважении создателей спектакля к зрителям: столь безупречной дикцией артистов сегодня может похвастать далеко не каждый театр. Впору прицеплять к существующему «паровозу» названия театра - академический русский большой драматический –  ещё пару-тройку «вагонов»: например, музыкальный,  или театр музыки и танца… Похоже, хореограф  спектакля, заслуженный работник культуры России и Татарстана Сергей Сентябов сумел разбудить профессионального танцора в каждом драматическом артисте труппы казанского театра. 
Спектакль «Скрипач на крыше» очень непрост, он действует исподволь, точно мина замедленного действия. Лёгкой музыкой, вихрем танца, остроумными шутками и непередаваемым национальным колоритом  мюзикл пробивает неумолимую брешь в зрительском скепсисе, настоянном на жвачке телесериалов и ток-шоу,  а потом запускает заржавевший механизм внутренней работы души, заставляя вновь и вновь мучиться неразрешимым вопросом жизнеустройства и всеобщей справедливости. С этой безупречной театральной работой можно от души поздравить качаловцев!

Фото предоставлено Казанским академическим русским большим драматическим театром имени Качалова.


 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»