Сказка с большой буквы «С».

Первой премьерой 87-го театрального сезона в Ярославском театре кукол стал спектакль «Златовласка». Авторы представления, поставленного по мотивам чешской народной сказки— режиссер-постановщик Алексей Смирнов, художник — заслуженный работник культуры России Елена Береснева, композитор — Николай Морозов. В спектакле заняты заслуженные артисты России Надежда Новикова и Валерий Смирнов, артисты театра Никита Тимошин, Ольга Жданович, Рашит Абдрахманов, Татьяна Старочкина, Любовь Маринина, Елена Лопатина.

В атмосферу сказки зритель погружается постепенно: в зале еще горит свет,  детвора толкается  и шуршит конфетными фантиками, взрослые призывают их к порядку и усаживаются в креслах поудобнее, а между тем на театральном занавесе демонстрируется документальный фильм, в котором живет своей повседневной жизнью современная Прага, столица Чехии. Всматриваясь в готические шпили соборов и дивясь многообразию тесно сомкнувших ряды старинных зданий, неожиданно замечаешь, что занавес становится с каждой минутой прозрачнее, и по ту его сторону ...тоже оказываются зрители.  Но какие они необычные! Фигуры в старинных костюмах замерли в позах персонажей средневековых гравюр, и с удивлением всматриваются в суету современной, набитой под завязку туристами Праги, и в зрительный зал.  Чем прозрачнее становится экран (современная Прага точно тает на глазах), тем сочнее насыщаются красками жизни замершие средневековые персонажи. И вот они, уже полновластные хозяева на улицах этого средневекового города, ожили, зашумели, опробовали свои бубны и  рылеи, и затянули-запели сказку о молодом слуге Иржике и злом жадном короле. 
 Для меня «Златовласка» - сказка с большой буквы «С», самая сказочная история из всех, которые я знаю, - говорит режиссер-постановщик спектакля Алексей Смирнов. - В современных детских сказках понятие добра и зла размыто, и зачастую именно отрицательный персонаж изображается настолько обаятельным, что «перевешивает» в детском восприятии положительного героя. Мне кажется это неправильным. В детских сказках зло должно быть отделено от добра , чтобы ребенок понимал, что хорошо, а что — плохо. Это должна быть четкая азбука нравственных ценностей.
 Этим внутренним установкам режиссера Алексея Смирнова сказка «Златовласка» отвечает полностью. Злой король, съев волшебную рыбу, получает возможность понимать язык зверей и птиц, но чудом обретенные навыки делают его ещё злее, жаднее и завистливее. Тогда как Иржи (он не удержался, и тоже попробовал кусочек чудо-рыбы) готов помочь любому живому существу. Трижды оказывает он услугу птицам, муравьям и рыбе, выполняя поручение злого короля — добыть для него Златовласку, и  трижды добро возвращается ему сторицей. Встретившись, Иржи и Златовласка полюбили друг друга, но злой король приказал убить счастливого соперника. Однако Златовласка оживляет Иржи с помощью живой воды...
В спектакле «Златовласка» использованы деревянные штоковые марионетки — куклы, традиционные для чешской культуры кукольного театра. По замыслу художника-постановщика Елены Бересневой, марионетки были вырезаны ярославскими резчиками из цельного куска дерева, каждая кукла весит не меньше семи килограммов. (Весили бы и больше, если бы дерево не было выбрано резцами изнутри). Так что работа с ними на сцене требует серьезной физической подготовки артистов. Это только в кино папа Карло выстругал Буратино из бревна в два счета. На самом деле изготовление марионеток - это очень трудоёмкая и кропотливая работа, она  заняла несколько месяцев, зато куклы получились — просто загляденье. 
 Злой король, точно паук-кровопийца, ткет паутину зла: не даром художница Елена Береснева сделала этот персонаж так похожим на паука. Мне очень приглянулась волшебная рыба — персонаж, с появления которого и начинаются все чудеса: за несколько минут своей сценической жизни этот персонаж предстает перед зрителями в двух своих ипостасях — загляденье-чудо-рыбы и говорящей рыбы, уже нанизанной на вертел и деловито командующей процессом своего собственного приготовления.  По достоинству оценить все нюансы ситуации и актерской игры в этом фрагменте спектакля  (а подобных моментов по ходу постановки немало) смогут, наверное, только взрослые зрители. Но в этом-то вся и штука: режиссер Алексей Смирнов уверен, что детский спектакль обязательно должен быть интересен и взрослому зрителю: 
 Я считаю, что спектакли кукольного театра должны быть адресованы зрителям, приходящим в театр семьями. Чтобы посмотрев спектакль, можно было бы вместе обсудить какие-то приглянувшиеся, или, напротив, непонятные моменты, и от частных бытовых случаев перейти к каким-то общим понятиям.  Думаю, что детский театр должен давать толчок к общению внутри семьи на нравственные темы. 
Полноправным участником спектакля «Златовласка» является музыка, написанная композитором Николаем Морозовым. Много лет он заведовал музыкальной частью в знаменитом питерском БДТ, в настоящее время преподает в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Николай Морозов много и успешно работает с разными театрами страны. В тандеме с Алексеем Смирновым( который, к слову, учился у Морозова в Санкт-Петербургской академии театрального искусства) композитор поставил уже несколько спектаклей. Музыкальная партитура к ярославской «Златовласке» родилась в рекордно-короткий срок -  в течение пяти дней, правда работать композитору и режиссеру пришлось круглые сутки. Сотрудничество с Николаем Морозовым значительно расширило актерские возможности участников спектакля: каждый из них освоил какой-то музыкальный инструмент (заметьте, не современный инструмент, а тот, который существовал в средние века) и запел. Музыкальные партии, написанные в духе средневековых баллад менестрелей, придают сказке «Златовласка» особый колорит и насыщенность. 
Не вызывает сомнения, что новый спектакль Ярославского театра кукол «Златовласка» будет принят в с любовью и маленькими зрителями, и их родителями.  
 Об авторах:

 

 Алексей Смирнов.  
Окончил Ярославский театральный институт по специальности «актер театра кукол» (курс В. Домбровского) и СПГАТИ по специальности «режиссер театра кукол». 
Работал Рыбинском театре драмы, Санкт-Петербургской филармонии и театре «Кукольный формат». В 2005 году организовал независимое театральное объединение «Театр N».  Сотрудничал с театрами кукол Благовещенска, Екатеринбурга, Челябинска, Петрозаводска, Москвы. Спектакли Алексея Смирнова «Золоченые лбы» (Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск) и «Золушка» (Московский центральный театр кукол имени Образцова) — лауреаты национальной театральной премии  «Золотая маска». 
В настоящее время — главный режиссер Московского государственного областного театра кукол. 
Николай Морозов.
Окончил Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского.  Преподает в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. На протяжении 15 лет заведовал музыкальной частью в Академическом Большом Драматическом Театре имени  Товстоногова.  Пишет музыку к спектаклям, которые идут в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Екатеринбурга, Красноярска, Ярославля, Петрозаводска других городах.  Был директором различных музыкальных фестивалей, в том числе международных.  Неоднократный лауреат композиторских, театрально-телевизионных конкурсов.
Елена Береснева 
Заслуженный работник культуры России, дипломант Национальной премии «Золотая Маска». Окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В  Ярославском театре кукол работает с 1983 года. Изготовила более пятисот кукол для 42 театральных спектаклей, каждый из которых отмечен ее ярким индивидуальным почерком: «Солнышко и снежные человечки», «Карлик Нос», «Морозко», «Пряничный домик», «Золушка», «Снежная королева», «Огниво», «Русалочка» и многие другие. , в каждый из которых вложена час-тица души талантливого художника. Куклы «от Бересневой» находятся в государственных и частных собраниях Германии, Чехии, Финляндии, Англии, Америки. 

 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»