Сергей Генкин: "Почивать на лаврах – это скучно"

Несколько лет назад в труппе Ярославского камерного театра под руководством Владимира Воронцова появился новый, яркий, запоминающийся актер - Сергей Генкин. Труппа театра Воронцова, как и сам театр, - явление достаточно уникальное, она редко пополняется свежими силами, а потому появление каждого нового человека становится событием из ряда вон выдающимся. Тем более, едва влившись в театр, Сергей Генкин сыграл главные роли в таких блестящих спектаклях театра,как "Прощай, Иуда!, "Крутые виражи", Сильвия". Он открыл новый большой театральный проект "Крупный план", подготовив вместе с режиссером Владимиром Кулагиным моноспектакль "Soul". Всё это явилось поводом, чтобы познакомиться с актером Сергеем Генкиным поближе.

Родился в 1960 году в Ужгороде.
Окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского.
Служил в Ташкентском русском драматическом театре имени Горького, работал в театре Марка Вайля «Ильхом» (Ташкент),  Ярославском ТЮЗе, театре «Аладдин» (Ташкент).
С 2013 года – актер Ярославского камерного театра.
Театральные работы в Ярославском камерном театре 
«Прощай, Иуда» (Иуда), «Крутые виражи» (Он), «Сильвия (Грэг), моноспектакль «Soul».
Фильмография«Куба далеко», «Ватан», «Невыполнимое желание», «Родина ждет» (мини-сериал), «Застава» (мини-сериал), «Восточный двор с кривой луной», «Дедлайн»,  «Котовский (сериал), «Вторые» (сериал), «Полынь – трава окаянная»,  «Ярослав. Тысячу лет назад», «Гидравлика»,  «Грозное время», «Легавый (сериал), «Одиссея сыщика Гурова», «Пенсионеры», «Мосгаз» (сериал), «Тёмное царство» (сериал),  «Легенда №17»,  «Федоров» (сериал), «Там, где есть счастья для меня». 

В 1979 году, когда юный Сергей Генкин подавал документы в Ташкентский театрально- художественный институт имени Островского, он был 1270-м абитуриентом. А всего на 20 мест  (ровно столько набирали на курс)  претендовало ни много – ни мало …1600 человек.  Оказаться в числе счастливчиков при таком конкурсе,  все равно, что выиграть миллион по трамвайному билету. Сергей Генкин выиграл: поступил. 
- Не было более ярого противника моего прихода в театр, чем мама. Когда я заявил, что хочу поступать в театральный, услышал категоричный ответ - «только через мой труп». Она была начальником отдела культуры в обкоме партии, по работе часто контачила с театрами, и весьма нелицеприятно отзывалась о мире закулисья, видя интриги, зависть, сломанные судьбы, - рассказывает Сергей Генкин.
В качестве антитеатральной прививки мудрая женщина даже предложила сыну поработать год в Самаркандском драматическом театре, надеясь, что суровая правда жизни развеет у сына романтические иллюзии. Всё получилось с точностью наоборот. По словам Сергея, он «с детства был серьёзным хулиганом», а потому отстаивать свои интересы умел. 
-Несмотря на бильярдные и азартные игры на деньги, к которым я имел пристрастие, я очень любил кино. В школу я ходил только первые две недели в сентябре и две последние – в мае, остальное время я пропадал в кинотеатрах. Доходило до того, что маме звонили из школы, жаловались на мои прогулы, и она предпринимала рейд по кинотеатрам города. Обнаружив «пропажу», решительно  останавливала сеанс, и за шкирку вытаскивала меня из кинозала.  Но вот что странно: учился я при этом хорошо. Имея стабильную «двойку» по поведению,  за ответы у доски я получал неизменное «отлично». 
В театральном институте, и позже, в Ташкентском русском драматическом театре имени Горького, куда Сергей Генкин пришел работать по окончании вуза, его пути пересеклись с молодым актёром и режиссером Александром Кузиным. Сейчас народный артист России, профессор, член-корреспондент РАЕН Александр Кузин - знаковая персона для Ярославля. Именно Александр Сергеевич, став главным режиссером  Театра Юного зрителя в Ярославле, пригласит на работу в свой театр Сергея Генкина,  предопределив, тем самым, и последующий приход Генкина в Ярославский камерный театр.  Но это случится годы спустя, а пока молодой, жадный до работы Сергей Генкин  играет в Ташкентском драмтеатре, а по ночам, в компании таких же молодых, творческих и азартных артистов из разных театров Ташкента, под руководством режиссёра Марка Вайля создает театр «Ильхом» (в переводе с узбекского  «вдохновение»).  Вскоре театр «Ильхом» обрел не только государственный статус, но и мировую популярность. 
- Со спектаклями «Ильхома» мы объездили весь мир. Марк Вайль ставил спектакли в разных театрах мира,  любил экспериментировать. Так, «Мещанскую свадьбу» Брехта он поставил и в «Ильхоме», и в одном театре в Югославии. Когда мы были на гастролях в Югославии,  Вайль предложил смелый эксперимент: играть спектакль артистам из двух трупп, ташкентской и югославской, и сразу на двух языках – русском и македонском.  Было бесконечно интересно жить и работать! 
В таком безумном ритме – интенсивно работая в двух театрах, при этом успевая сниматься в кино, подрабатывать на радио и телевидении (на сон оставалось час-два, не больше), Сергей Генкин прожил больше десяти лет.  Потом Александр Кузин, став главрежем в Ярославском ТЮЗе, пригласил артиста в труппу. Но первый «ярославский период» Сергея Генкина длился недолго: его прервал политический, и последовавший за ним экономический кризис 90-х.  Тогда многие артисты подались в бизнес, Генкин не стал исключением. Новая ипостась вырвала артиста из театра на долгие семь лет. Но когда в Ташкенте стал создаваться первый частный репертуарный театр «Аладдин», призвание настойчиво напомнило о себе.
-Были ли в вашей творческой биографии роли, о которых можно сказать – «наутро проснулся знаменитым»?
- Если говорить о театральных работах, то это спектакль «Трамвай желаний» Уильямса, тогда меня стали узнавать на улицах ташкентские театральные завсегдатаи. А когда на экраны вышел фильм «Восточный двор с кривой луной», где я сыграл главную роль, меня стали узнавать все - от таможенника в аэропорту до шашлычника.  Кроме того, я много снимался в клипах звезд узбекской эстрады, работал на эстраде в качестве режиссера… Поэтому, без ложной скромности, можно сказать, известность была, и немалая. 
- Как вы решились при такой популярности на родине уехать в Россию, где пришлось авторитет завоевывать практически с нуля?
- В Узбекистане я достиг всех высот, которые может достичь русский артист в национальной республике. Достиг потолка,  и понял, что дальше расти мне некуда. Лично мне просто почивать на лаврах – скучно.  
Однажды автор «Капитала» Карл Маркс заметил, что «обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства». Так и в творческой жизни Генкина стали происходить встречи и складываться ситуации, невольно подталкивающие его в сторону Ярославля.  В это время режиссер камерного театра Владимир Воронцов задумался о постановке спектакля «Прощай, Иуда!» по пьесе Ирениуша Иредынского, и никак не мог определиться с исполнителем на главную роль, хотя претендентов на неё было немало.  Продюсер театра и актер Юрий Ваксман предложил попробовать на эту роль Генкина. «Только смотрите, я жёстко работаю», - сухо предупредил тогда артиста Воронцов. К счастью для ярославских театралов, артист и режиссер сработались, и ни один сезон не проходит без премьер спектаклей с  участием Сергея Генкина: за «Иудой» последовали «Крутые виражи», затем «Сильвия».  С моноспектакля  Сергея Генкина «Soul» (режиссер Владимир Кулагин) Ярославский камерный театр начал новый масштабный проект «Крупный план», в котором многие артисты театра окажутся со зрителем тет-а-тет.
- Некоторые артисты пытаются играть в театр, как в детстве, когда ходишь в театральный кружок. С подлинным театром это не имеет ничего общего. Настоящий театр – это жизнь и смерть, и роль, которую ты играешь, это не просто персонаж - это человеческая судьба, которую ты должен прожить на глазах у сотен других людей, зрителей. 
- Вы каждый спектакль играете так, как будто решается ваша жизнь?
- Да, а иначе зачем выходить на сцену? Однажды, когда актер Евгений Миронов ещё только начинал играть в «табакерке», Табаков одной фразой на всю жизнь отучил его от халтуры на сцене.  Олег Павлович заметил Миронову: «Женя, вы сыграли так, что эти сто зрителей, что были сегодня в зале, больше никогда на вас не придут». Вот и я не могу себе позволить с каждым спектаклем терять зрителей.  Поэтому играю каждый раз на всю катушку, как в последний раз, понимая, что каждый спектакль – единственный, и «прожить его надо так, чтобы не было мучительно больно…», ну, и далее по тексту.  Этим и великолепен театр.

 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»