"Ревизор": то, что происходит с нами, здесь и сейчас

Уже знакомый ярославским театралам по постановке спектакля «Гроза» режиссер Денис Азаров вновь обратился к классике, представив свою версию хрестоматийного гоголевского «Ревизора».
Спектакль получился смелым, я бы даже сказала, нахальным, динамичным и очень современным. Герои только носят знакомые нам всем со школьной скамьи имена, обмениваются репликами, которые мы все цитировали в своих сочинениях, но спектакль этот – о нашем времени, о нас самих. А потому и смех в зале, и возмущение по поводу происходящего на сцене, и долгие овации в финале адресованы прежде всего к нам. «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» - вечно актуальная реплика Городничего.

Набезобразничали постановщики в этот спектакле, конечно, преизрядно. Это и безудержное пьянство героев, и употребление персонажами каких-то немыслимых наркотиков, заставляющих страдальцев выделывать немыслимые антраша (артисту Алексею Кузьмину в роли попечителя богоугодных заведений Земляники, главному потребителю «кислоты» по замыслу режиссера, было где развернуться), и абсолютно свободные нравы в стиле «переспать - это ещё не повод для знакомства». Противно? Гадко? Так и должно быть. Вот и слова Николая Васильевича Гоголя по этому поводу: «Я решился собрать всё дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться — вот происхождение «Ревизора». Так что странно было бы ожидать от этой постановки благообразия и умиления. Понятие «дурное» со времен писателя изрядно видоизменилось и расширилось.

12715843_981856651879731_5695709124102529856_o.jpg

Что надо признать безусловно, так это блестящие актерские работы. Перед Владимиром Майзингером в роли Городничего просто хочется низко склонить голову. Он виртуозен и великолепен. Точка. Нет, три восклицательных знака!!!

12474012_981856761879720_7723279037095217853_o.jpg

Убедительно развратен в роли почмейстера Шпекина артист Руслан Халюзов. Конечно, Гоголь ничего не писал про то, что любитель почитать чужие письма имеет нетрадиционную ориентацию. Да что же поделать c тем, что в наше время эта самая «не традиционность» - скорее, норма жизни. И сегодня автору, чтобы прослыть политкорректным, обязательно нужно иметь среди персонажей гея и нацмена. В этой связи, почему бы гоголевскому почтмейстеру не быть гомосексуалистом? В любом случае, роль сыграна Русланом Халюзовым филигранно, смешно, без передергиваний. 

12715974_981857031879693_2497979013372129132_o.jpg

Бесподобен артист Юрий Круглов в роли смотрителя училищ Хлопова – маленький чиновник, старающийся угодить любому, кто выше по чину, обремененный ревнивой женой. В безмолвной роли жены чиновника – дивная Анна Ткачева. Актрисе удалось создать утрированный до карикатурности образ маленького некрасивого человечка, изуродованного одуряющей ревностью. Как она нелепа, как смешна, как убога! Как тут не вспомнить слова великого русского актера Михаила Щепкина, говорившего, что «маленьких ролей не бывает, а маленькие актеры – встречаются и часто». Актриса Анна Ткачева в свете этой реплики – велика. Браво!

12440670_981856565213073_6786698967062117982_o.jpg

Признаться, самым загадочным для меня персонажем этого спектакля в трактовке режиссера Дениса Азарова оказался Земляника (артист Алексей Кузьмин). Он, Земляника, всегда появлялся на сцене «втроём» (уже потом, изучив программку, я идентифицировала в двух неизменных спутниках героя его жену в исполнении актрисы Александры Чилин-Гири и лекаря Христиана Гибнера в исполнении Максима Подзина). Но поскольку программка попала ко мне в руки уже после спектакля, я, честное слово, весь спектакль размышляла об интереснейшей режиссёрской трактовке – раздвоении, а то и «растроении» личности наркомана Земляники. И даже расстроилась, поняв, что я перемудрила. (Как сказала одна знакомая журналистка после просмотра спектакля, «а был бы классический спектакль, так и поговорить было бы не о чем»).

12694514_981856885213041_4968176432741434222_o.jpg

Убедителен в роли Хлестакова артист Виталий Даушев. Вот он – главная наша беда, и не последнее из зол нашего времени. Представитель «не золотой» молодежи, не имеющий за душой ни таланта, ни образования, ни богатеньких родителей, могущих обеспечить своему непутевому чаду достойное, по его мнению, существование. То есть сам - никто, и звать – никак, но самомнение – ого-го какое, и только на этом основании требует к себе и внимания, и почестей, и денег, и удовольствий. Зарвавшегося и зажравшегося пустого человечка, уверенного, что земные блага и удовольствия просто обязаны проливаться на его голову просто по факту его существования, артист Даушев играет ярко, эмоционально, доказательно. Насколько хороша игра артиста, настолько и отвратителен его персонаж. 
«Ревизор» волковцев – это один из немногих спектаклей последнего времени, на мой взгляд, где буквально каждая сыгранная роль – событие, повод для смакования, обсуждения, любования. Насколько хороша служанка в исполнении актрисы Алены Тертовой, «включающая» одну и ту же песню, стоит ее шлепнуть по попке. А как виртуозно она отмывает в тазу и развешивает на просушку грязные деньги? А что за уморительную парочку с надписями на спортивных куртках «DOB» и «BOB» вывели на авансцену артисты Сергей Карпов (Добчинский) и Кирилл Искратов (Бобчинский)? Узнаваемая районная гопота в спортивных костюмах, "реальные пацаны"… 

12658054_981856951879701_354402577361674602_o.jpg

Спектакль получился масштабный, может быть, даже черезчур… Некоторые массовые сцены было трудно просто охватить глазом, не то, что осознать и переварить – например та сцена, где «танцуют все», включая Розового Зайца, а Городничий исполняет проникновенную песню «для нашего гостя из Санкт-Петербурга». Хотелось сделать стоп-кадр, чтобы подробно рассмотреть все происходящее.

Новый спектакль волковцев вышибает дух, и способность понимать, оценивать увиденное возвращается далеко не сразу. Не даром в одном из интервью Денис Азаров заметил, что «идеальный театр – это психотропное оружие». Судя по этой постановке, Денис Азаров движется к своему идеальному театру уверенными шагами. 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»