Реликтовое искусство в театральном интерьере

В Волковском театре состоялась очередная премьера - только не театральная, а художественная. В залах фойе на втором этаже открылась выставка произведений известного ярославского художника Игоря Сакурова. Название выставки интригующее - «Фандорин, Амалия и другие». Пожалуй, впервые творчество Игоря Сакурова в Ярославле представлено столь разнопланово – тут и графические листы, и живопись, и иллюстрации. Вот на этом, на книжных иллюстрациях, мне бы хотелось акцентировать внимание.
Дело в том, что Игорь Сакуров на сегодняшний день является самым известным иллюстратором в России (а, возможно, и в мире) с ярославской пропиской. Такую известность ему принесло активное сотрудничество с одним  из самых популярных современных автором Борисом Акуниным (именно под таким псевдонимом пишет свои потрясающие детективные истории о Фандорине писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель Григо́рий Чхартишви́ли).  
Надо признать, что Борис Акунин тоже высоко ценит это содружество и сотворчество. Вот как он отзывается о художнике: «Игорь Сакуров - мой давний соавтор по “Приключениям Эраста Фандорина”, а теперь ещё и по серии “Роман-кино”. Сейчас, когда искусство книжного иллюстратора стало почти реликтовым, Игорь - один из очень немногих настоящих мастеров этого сверхсложного, деликатного жанра. И мне, и моим читателям с ним очень повезло».
Однако Борис Акунин – не единственный писатель в судьбе Игоря Сакурова. В этом плане у Григория Шалвовича подобралась более чем достойная компания – Конан Дойл, Хэмингуэй, другие классики. Относительно недавно список предпочитаемых для иллюстраций авторов у Игоря Сакурова пополнился ещё одним известным в литературном мире именем -  это Дмитрий Косырев, работающий под псевдонимом Мастер Чэнь.  Однокурсник Чхартишвили, историк и востоковед, журналист-международник, он  пишет романы на необычном стыке жанров - шпионские исторические детективы, которым присуща крайняя достоверность деталей.
Сакуров признался, что сам стал инициатором работы с Косыревым, прочитав его книги. По словам художника, его сразу привлекла "вкусная проза" Мастера Чэня, полная приключений, ярких деталей и интересных исторических фактов. На что в ответ (в одном из многочисленных интервью) Косырев сделал реверанс в сторону иллюстратора,  сказав что  "в России сейчас есть два-три человека, которых можно назвать настоящими мастерами этого сверхсложного и деликатного дела. Если Игорь рисует обложку, то продажи книги увеличиваются на много процентов".
К слову, Дмитрий Косырев прибыл на открытие выставки Сакурова лично (Борис Акунин в это время скучал во Франции).
Иллюстрации, силой экспозиционной мысли вырванные из книжного формата, начинают жить оригинальной жизнью. Они становятся самостоятельным произведением, что не может не отразиться на их «самооценке» - она вырастает в разы.  Теперь у зрителя есть возможность неторпливо рассматривать филигранную графику Сакурова, не отрываясь на интригующе захватывающий сюжет книги. (Хотя серии книги «Роман-кино» я приобретала исключительно ради иллюстраций Сакурова - в данном случае мне показалось, что «картинки» удались лучше «букв». Но это, как говорится, на вкус и цвет…).
Полновесным дополнением к книжной графике в экспозиции стали написанные маслом картины – портреты и пейзажи,  графические листы натюрмортов и путевых впечатлений.
Выставки ярославских художников в театральном интерьере  (а это уже вторая художественная премьера в Волковском, первооткрывателем этой выставочной площадки стал живописец Андрей Аранышев) – интересный и перспективный проект Ярославского Фонда развития культуры.  Он удался, благодаря тому, что руководство театр и Фонда нашли общий язык. Выигрывает же в итоге от такого взаимопонимания зритель, который, приходя на спектакли, «бонусом» получает возможность знакомства с творчеством самых известных и ярких ярославских художников.
.







Фото с сайта Ярославского фонда развития культуры

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»