«Радость бытия» в полный рост

Известный ярославский живописец Елена Мухина никогда не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня, тем более, когда речь идет о такой первостепеннейшей штуке как радость бытия. Именно так – «Радость бытия» – называется юбилейная выставка заслуженного художника России Елены Федоровны Мухиной, которая развернута в эти дни в выставочных залах Союза художников.
В разгар зимних холодов так легко предаться унынию, погрузиться в эмоциональную спячку, убеждая себя, что вот только пригреет солнышко, зазеленеет травка и мы тотчас наверстаем все упущенное, и будем взахлеб радоваться, и радовать других… А известный ярославский живописец Елена Мухина никогда не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня, тем более, когда речь идет о такой первостепеннейшей штуке как радость бытия. Именно так – «Радость бытия» – называется юбилейная выставка заслуженного художника России Елены Федоровны Мухиной, которая развернута в эти дни в выставочных залах Союза художников.



К творчеству Елены Мухиной можно относиться по-разному - либо восторгаться, либо категорически отвергать. Невозможно лишь одно – остаться к нему равнодушным. Живопись Елены Федоровны ярка, напориста, эмоционально-насыщенна, она провоцирует, задает тон предполагаемому диалогу, требует к ответу. То, что делает этот живописец невозможно не заметить. Достаточно единожды увидеть холст-другой, чтобы и через несколько лет в любой сборной выставке за пару секунд опознать «мухинское». 

В юбилейной выставке Елена Федоровна осталась верна себе: вновь торжество и буйное цветение плоти – по большей части женской, но и мужской, конечно, тоже. Ибо что за радость бытия может быть у женщины без достойного мужчины под боком? В экспозиции представлены работы из нескольких циклов – «Бабье лето», «Большое ню», «Поэтическое», «Танец». Автор прямолинеен и ироничен, она с искренним любованием воспроизводит на огромных холстах любое мимолетное мгновение повседневной жизни женщины – вот героиня Мухиной заготавливает сено для коз («Сенокос для коз»), вот обнимается с любимым («Под красным зонтом»).  Елена Федоровна не стесняется выставлять напоказ интимные мелочи женского туалета - то отправляет героиню картины нежиться в ванну, то подглядывает за попытками толстушек приобщиться к голливудским формам с помощью занятий аэробикой, то привлекает внимание зрителей к процедуре педикюра.  Кульминацией откровения, разумеется, является полотно «Роды», и, если честно, выразить свое отношение к этому холсту внятными словами у меня не получается. Эмоционально это очень сильно, но почему-то не хочется становиться зрителем этого процесса, пусть и запечатленного на холсте.  

Мне нравится, как вольно художник обращается с цветом. Обнаженные женские фигуры у нее могут быть хоть оранжевыми («Маска»), хоть подозрительного баклажанного цвета («На скамеечке»), а то и вовсе приобретают инфернально зеленый цвет («Рок-and-ролл»).  Наблюдать за этим оранжево-зеленым великолепием плоти особенно любопытно, когда по соседству с ними обнаруживаешь скромный, целомудренный, выполненный в холодных тонах «Портрет в клетчатой кофте».  Между этими холстами - пропасть времени, целых три с лишним десятилетия. Ровно столько потребовалось художнице, чтобы найти свой почерк, обрести свою, непохожую ни на чью, радость бытия.  На контрасте с буйством плоти очень выигрышно смотрятся черно-белые, лаконичные графические работы – офорты, работы в технике пастели. Я думаю, что немногие зрители, знающие Елену Федоровну как автора большого и очень большого жизнерадостного ню, знают её как отличного графика. Лично для меня это было очень приятное открытие. Особенно хорош офорт «Девушка в белом». 

В цикле «Танец» художнице удалось главное и, кажется, невозможное – запечатлеть в красках ритм танца. Глядя на изломанные в па пары, можно, не читая подписей к картинам, сказать, где герои танцуют «Польку-бабочку», а где зашлись в бешеном ритме «Чарльстона».
Юбилейная выставка Елены Мухиной «Радость бытия» подвела сочный итог выставочного года художницы, который был насыщен яркими проектами, такими как участие в проекте Ярославского художественного музея «Арт нон-стоп», персональная одноименная выставка в Галерее искусств Зураба Церетели.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»