«Промежуточные итоги» Игоря Сакурова

В выставочных залах Союза художников, что на Максимова — юбилейная выставка известного ярославского иллюстратора, графика и живописца Игоря Сакурова. Автор назвал выставку по-деловому точно и ёмко - «Промежуточные итоги». Окончательно «итожить то, что прожил» - рановато, ведь автор находится в творческом зените, и, как говорится, дай ему Бог многая лета...

Однако за плечами - полвека,  два десятилетия из которых посвящены ежедневной кропотливой работе, в багаже — сотни графических листов, десятки пейзажей и портретов. Словом, есть что показать. А юбилей — отличный повод порадоваться в кругу семьи, друзей и почитателей тому, что однажды сделал единственно-правильный шаг — стал художником.

В последнее время выставки Игоря Сакурова в Ярославле — достаточно частое событие. То «персоналка» в  историко-культурном центре «Вятское», то открытие выставки в фойе академического театра имени Волкова. Столичных почитателей изящного искусства ярославский книжный график тоже своим вниманием не обошел — минувшей весной коллекция графических листов «Фандорин» была представлена на Рублёвке (часть рисунков, к слову, там и осталась - украшать частные коллекции). Как давний почитатель изобразительного таланта Игоря Сакурова, я искренне рада его успехам, и никогда не упускаю возможности поздравить его.  
Про Игоря Сакурова можно сказать — «на утро он проснулся знаменитым». Это утро наступило после того, как очередная книга знаменитого писателя Бориса Акунина про приключения Эраста Фандорина вышла с иллюстрациями Игоря Сакурова. Речь идет о сборнике «Нефритовые четки». А ведь до этого Игорь на протяжении уже лет пятнадцати сотрудничал с различными издательствами, в его творческом досье были иллюстрации к таким произведениям, как «Старик и море», «Два капитана», сборник рассказов «Белый клык»,  «История дуэли в России» и много других не менее замечательных книг. Сотрудничал художник и с ярославским издательством «Академия развития». А вот имени его на слуху — не было. И сам художник в то время искренне полагал, что, коль уж выбрал специальность — книжный иллюстратор, то надо было в Москве оставаться по окончании института, так как в Ярославле с такой профессией художнику просто делать нечего. 
К счастью для всех нас, однажды Сакуров вспомнил мудрую истину — под лежачий камень вода не бежит. И, обнаружив, что книги его любимого детективного автора Бориса Акунина стали выходить с иллюстрациями, художник задумался: а почему, собственно, не он их рисует? Постфактум Игорь вспоминал, что прекрасно отдавал себе отчет: художников много, а Акунин – один, и, тем не менее... За мыслью последовал поступок: художник написал писателю письмо, в котором предложил свои услуги иллюстратора. Тот ответил — «буду иметь в виду». Но вместо того, чтобы ждать, пока его позовут (и позовут ли вообще?), Игорь стал рисовать картинки к роману «Смерть Ахиллеса». Отдельно нарисовал портрет самого Бориса Акунина, с помощью приятеля,известного ярославского дизайнера Максима Руданова,скомпоновал рисунки с текстом и отправил готовые развороты книги по уже известному адресу. Что было дальше, известно всем почитателям творчества Акунина — с тех пор все книги автора выходят в свет с иллюстрациями Игоря Сакурова. А иллюстрации к последнему роману о Фандорине «Чёрный город» принесли их создателю Игорю Сакурову звание лауреата Областной премии имени Опекушина.
Графические листы к фандоринской серии, разумеется, присутствуют в юбилейной экспозиции. Но этими рисунками с тем же успехом можно наслаждаться и сидя дома — достаточно открыть любой томик Акунина. А вот пейзажи кисти Сакурова, написанные им портреты, которые, даже не зная изображенных на холсте персонажей, можно рассматривать с наслаждением — эти «деликатесы»  есть лишь в «юбилейном меню» в формате выставочного зала. 

Городские пейзажи кисти Сакурова, привезенные им из дальних странствий путевые зарисовки хороши тем, что они абсолютно точно передают атмосферу места и служат своего рода «порталами», посредством которых, стоит задержаться у рисунка чуть дольше, ты невольно переносишься в Венецию, Чехию, Черногорию. И уже незнакомое иностранное разноголосье заглушает приветственные речи в адрес художника, и ты, одной ногой - тут, другой — уже там, невольно начинаешь примериваться, а куда бы тебе дальше свернуть с этой, уже осмотренной до последнего камня на мостовой, пражской улочки. И в тот миг, когда мысленно ты уже решительно поворачиваешь в сторону Карлова моста, находясь там, по ту сторону рисунка, чье-то дружелюбное прикосновение к плечу жестоко выдергивает в реальность - «...как вам нравится то, что вы видите?». Нравится? Это слово вряд ли может иметь отношение к тому, что делает Игорь Сакуров. Если однажды ты пересекаешься с его творчеством, то становишься его безоговорочным поклонником раз и навсегда. Это произошло со мной несколько лет назад, и я бесконечно рада этому обстоятельству. 

 



фото - с сайта Игоря Сакурова


 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»