Послесловие к фестивалю "Преображение"

Вот уже 21 год подряд в августе Ярославский музей-заповедник традиционно проводит фестиваль «Преображение». За эти годы фестиваль менял титульную часть своего названия (от фестиваля колокольной и хоровой музыки он вырос до фестиваля искусств); прирастал новыми партнерами (добрым соратником в проведении мероприятий фестиваля стала областная филармония); прокладывал векторы от традиции к авангарду, от классики к эксперименту. Фестиваль искусств «Преображение» стал яркой страницей в культурной жизни страны, и неизменно собирает сотни гостей. Каждый год его организаторам удается удивлять гостей чем-то особенным. В этом году программа фестиваля отвечает вкусам самой разной аудитории.

У истоков фестиваля  «Преображение» стоял удивительный музыкант, выдающийся российский дирижер, основатель театра «Новая опера», народный артист России Евгений Колобов. В этом году исполняется десять лет, как Евгения Колобова не стало. Первый фестивальный день знаменовал концерт-посвящение памяти Евгения Колобова, который состоялся в зале филармонии имени Собинова. Была исполнена оратория «Семь песен о Боге» композитора Андрея Микиты на стихи Бориса Гребенщикова. В основу оратории положены музыкальные темы семи песен группы «Аквариум», при этом наиболее значимые фрагменты текстов Гребенщикова звучат на греческом языке. Ораторию исполнили Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер - народный артист России Мурад Аннамамедов), Лауреат международного конкурса Филармоническая хоровая капелла «Ярославия» (художественный руководитель и главный дирижер - лауреат премии имени Собинова Владимир Контарев),Симфонический хор Свердловской филармонии из Екатеринбурга (художественный руководитель —  Заслуженный деятель искусств России Вера Давыдова), мужской хор «Певчие дьяки» из Москвы (художественный руководитель — Павел Сучков). Сольные партии  исполнили Наира Асатрян (сопрано) и Станислав Мостовой (тенор), дирижер - Димитрис Ботинис (Греция).

Второй день фестивальной программы представил выступление симфонического хора Свердловской филармонии из города Екатеринбурга(художественный руководитель хора – заслуженный деятель искусств России, профессор Вера Давыдова). Концерт симфонического хора состоялся в церкви Ильи Пророка, одной из жемчужин знаменитой ярославской школы архитектуры и живописи XVII века, сохранившей почти полностью свой первоначальный облик. Столь величественные, напоенные духом истории «декорации», великолепые росписи, выполненные в XVII веке знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами, многократно усиливают эмоциональное восприятие духовной музыки, прозвучавшей под сводами древнего храма.  Под удивительную музыку произведений Дмитрия Бортнянского,  Петра Чайковского,  Георгия Свиридова, других композиторов, чьи произведения включил в свое выступление симфонический хор из Екатеринбурга, перед глазами вдохновенных зрителей точно оживали библейские истории, запечатленные на сводах храма. 

В Ярославском музее-заповеднике состоялся большой музейный проект «Музыка царских торжеств». Это был третий день фестиваля. Авторы проекта – заведующая мемориальным домом-музеем Леонида Собинова Алла Аносовская и заслуженный артист России Валерий Кириллов – так обозначили жанр этого необычного концерта: исторические вариации на тему путешествия императора Николая II по городам Приволжья в 1913 году. В качестве видеоряда концерта были использованы уникальные кадры  фото- и кинохроники, предоставленных для экспонирования несколькими государственными архивами  страны.  Эти фильмы были частью музейной экспозиции «Царь приехал!», приуроченной к празднованию 400-летия Дома Романовых. Документальная кинохроника пользовалась большой популярностью у посетителей, и расстаться «просто так» по окончании работы выставки с этим редким документальным фондом было очень жаль.  Так родилась блестящая идея музыкально-выставочного проекта «Музыка царских торжеств» - совместить демонстрацию хроники на большом экране в исторических «декорациях» (стенах бывшего Спасо-Преображенского монастыря, который посещал в рамках своего паломнического визита Николай II), и насытить видеоряд музыкальной атмосферой того времени. 

В музыкальной программе прозвучали произведения, отобранные лично Николаем II для юбилейных концертных программ, сопровождавших венценосных путешественников ровно век назад. Фрагменты из оперы Глинки «Жизнь за царя», марши, связывающие сквозь десятки и сотни лет нерушимой музыкальной нитью важнейшие исторические события в жизни нашей страны, торжественно и строго прозвучали в исполнении  ярославского муниципального духового оркестра под управлением заслуженного артиста России Алексея Мурзова.  Марши, величественные гимны  и произведения русских композиторов удивительно гармонично сочетались с колокольными звонами, которые не зря величают музыкой русского неба. Отдельной строкой хочется отметить выступление филармонической капеллы «Ярославия» (художественный руководитель и главный дирижер – лауреат премии имени Собинова Владимир Контарев). Специально для проекта «Музыка царских торжеств» музыканты выучили уникальное произведение – кантату «300 лет Дома Романовых».  Она была написана ровно сто лет назад  русским композитором  и хоровым дирижером  Александром  Кастальским специально для приема императорской семьи в Ярославле. Исполнялась кантата всего один-единственный раз, сто лет назад, и её слушателями были последний император России и члены его семьи. И вот в проекте Ярославского музея-заповедника «Музыка царских торжеств» кантата прозвучала во второй раз. В сочетании с кадрами документальной фотохроники, запечатлевшей  подлинное духовное единение царя и народа, ощущение от прослушивание кантаты было сильным. Как-то особо остро и щемяще чувствовалась та Россия, которую мы безвозвратно потеряли.  

Четвертый день фестивальной программы порадовал проникновением в средневековую Европу. Роль проводника в мир запредельно далекого от нас музыкального искусства вагантов и трубадуров  мастерски исполнил екатеринбургский ансамбль «Flos florum». В переводе с латыни это означает «Цветок цветков».  Этот символ,  куртуазный и религиозный одновременно, является квинтэссенцией всего готического искусства, пронизанного темой цветения. Музыканты, одетые в яркие средневековые костюмы странствующих менестрелей, на аутентичных инструментах, одни названия которых для современного слушателя звучат как заклинания алхимиков - ребек, байран, смычковый крут, накры, аль-уд, цитола, англо-саксонская лира, псалтериум и гиттерн, исполнили непривычную и эмоциональную музыку  королевских танцев Франции и Англии XIII-XIV веков, кантики испанского короля Альфонсо Мудрого, любовную лирику трубадуров Прованса. 

Для родителей с детьми Ярославский музей-заповедник в рамках фестиваля искусств «Преображение» подготовил удивительно насыщенную и разнообразную интерактивную программу «ЗВОНкие истории». Это был пятый день фестиваля. Она началась концертом ансамбля «Кампанелли», выступления которого давно уже полюбились ярославской публике любых возрастов. «Кампанелли» - это семейный коллектив,  во главе которого стоит виртуоз и блестящий шоумен, заслуженный артист России Владимир Попов.  А помогают ему жена Эльвира (она играет на клавишах),  дочери Яна (скрипка) и Аня (ударные). Репертуар ансамбля чрезвычайно широк – от классики до джаза, что позволяет артистам без труда протаптывать тропинки к сердцам самых капризных слушателей. Далее участников «ЗВОНких историй» ожидали лабиринты игры «Колокольная мозаика». Игрокам предстояло пройти непростой путь по карте, ответить на весьма заковыристые вопросы ведущих и собрать фрагменты разрезанной на части картинки.  Игра-бродилка получилась очень насыщенной и поучительной. Большой популдярностью пользовались мастер-классы по кузнечному делу, росписи по дереву. Изюминкой образовательной программы стали уникальные мастер-классы по колокольному звону. 

Фестивальную программу этого дня продолжил уникальный ансамбль «Поющая бронза» из Москвы. Музыканты Александр и Татьяна Жихаревы играют на билах, так называемых плоских колоколах. Било – очень древний инструмент, его использовали на Руси ещё в X веке. Двадцать лет ушло у Александра Жихарева на то, чтобы досконально точно вымерить и высчитать размеры и формы пластины, состав металла, чтобы получился удивительно лаконичный и в то же время совершенный музыкальный инструмент с поразительно чистой мелодикой звучания и долгим, трепетным эхом. Возможности этого музыкального инструмента не ограничены; в мелодиях, сыгранных Александром и Татьяной Жихаревым, без труда угадывались популярные классические мотивы, народные мелодии, не менее удачны оказались и авторские импровизации.  Ансамбль «Поющая броназ» впервые стал участником фестиваля «Преображение» и с первых аккордов буквально влюбил в себя зрителей. Этот концерт  стал подлинным открытием фестиваля «Преображение», и лишний раз доказал: фестиваль,  несмотря на свой богатый двадцатилетний стаж, по-прежнему готов удивлять своих гостей.

С программой  «Песни России» выступил знаменитый ансамбль Дмитрия Покровского. Творчество этого прославленного коллектива отлично вписывается в концепцию фестиваля, на протяжении двух десятилетий прокладывающего векторы от традиции к авангарду, от классики к эксперименту. Артисты представили подлинно российский фольклор во всем его многообразии – песни, музыку, обрядовые традиции,  сохранив глубокое уважение к народному искусству, не скатившись в эстрадную упрощенность  лубка. Музыканты ансамбля Покровского – подлинные хранители музыкальной культуры России, и это качество роднит прославленных артистов с музейщиками.Финишировала насыщенная событиями и встречами программа фестиваля «Преображение» выступлением двух ярких коллективов - государственного ансамбля песни и танца «Русский Север» из Вологды, и оркестра Игоря Бутмана. 

Государственный ансамбль песни и танца «Русский Север» был создан всего три года, но в него вошли два опытных коллектива, работающих в народном жанре - Русский национальный театр и Государственный ансамбль «Русский Север». Каждый по отдельности из этих коллективов к моменту объединения был весьма именит, имел богатый послужной список наград на престижных международных форумах. Часовая, режиссерски крепко сбитая концертная программа, прошла на одном дыхании, доказав, что вологодским профессионалам сцены доступны все жанры — от плача до частушки, от хореографической композиции  с лейтмотивом молитвы и четко прослеживающимся в танце фресковым рисунком до юмористического танца с топориками в  исполнении мужской группы. (Наконец-то придуман наш русский ответ «Танцу с саблями»!). Задушевные девичьи песни и лирические хороводы выгодно контрастировали с танцевальными трюками и удалью мужской группы ансамбля, виртуозная игра артистов оркестра, не оставили равнодушным ни одного зрителя.

Вечером ярославскую публику покорял знаменитый джазмен Игорь Бутман. Гвоздем концертной программы стало исполнение попурри «Бутман играет Гудмана». Российский мэтр обыграл в названии музыкальной фантазии на темы из репертуара биг-бэнда «Короля свинга» Бенни Гудмана созвучие двух фамилий – своей и легендарного кларнетиста. Поскольку не все слушатели знали гудмановские темы, Игорь Бутман вставлял  «Подмосковные вечера», мелодии из «Кавказской пленницы», «У самовара я и моя Маша». Два часа высококачественной музыки оркестра Бутмана стали настоящим праздником для ярославцев. Закончился концерт фейерверком.…Вот и XXI фестиваль искусств «Преображение» стал историей. В этом году его гостями стало около пяти тысяч человек. XXI фестиваль искусств «Преображение» символически передал бразды правления XXII фестивалю, который непременно состоится в Ярославском музее-заповеднике в будущем году.

Фото Елены Виноградовой.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»