Подобрать ключик к каждой кукле

Актриса Ярославского театра кукол Ольга Жданович родилась на самой окраине нашей необъятной страны - в Магадане. Это об этом городе пел Владимир Высоцкий: «Мой друг уехал в Магадан. Снимите шляпу! ..Уехал сам, уехал сам, не по этапу». Пел, конечно, не зная, что именно так поступил когда-то один из Ольгиных дедов: оставив Москву и молодую жену с первенцем, поехал на заработки. А опалило Севером его душу так, что жить больше без этих бескрайних просторов не смог - перевез в Магадан семью, это из столицы-то! Так и укоренилось в этом дальнем краю генеалогическое древо семьи Ольги Жданович.

- Даже те, кто просто волею житейских обстоятельств на время попадает на Дальний Восток,  уже не могут забыть его никогда. Что уж говорить о тех, кто там родился? -  Ольга  удовольствием смакует детские воспоминания.
Например, о том, что в самом раннем детстве её лучшей нянькой был проигрыватель и огромное количество замечательных пластинок со сказками.  Едва иголка проигрывателя опускалась на черный диск, время для девочки переставало существовать. Так она сидела часами, завороженно слушая удивительные истории, заучивая их наизусть. А потом могла сама надолго занимать детей в детском саду, пересказывая им услышанное, причем особой любовью юных слушателей пользовалась «Сказка о царе Салтане», которую четырехлетняя артистка запросто шпарила наизусть от первого до последнего слова с заученными с пластинки интонациями.  Впоследствии, став студенткой Ярославского театрального института, Ольга с тем же детским, неослабевающим восторгом, слушала эти пластинки вместе со своими однокурсниками, убежденная, что лучшего учебного пособия по сценической речи не найти.  
А еще именно в детском саду впервые произошла встреча героини нашего рассказа с кукольным театром, точнее, с одним его персонажем.  Это был Петрушка, одетый в красный колпачок и нарядные желтые сапожки. Воспитательница хранила игрушку в специальном мешке, и редко баловала детвору «визитами» Петрушки. Зато уж если доставался заветный мешок и, имитируя театральную ширму, спинкой вперед переворачивался стул, дети замирали в предвкушении чуда. И оно никогда не заставляло себя долго ждать: как по мановению волшебной палочки Петрушка вспрыгивал на спинку стула  и уморительным голосом принимался беседовать с маленькими зрителями об их житье-бытье. 
- Самое удивительное, что мне никогда не хотелось его потрогать, тайком залезть в заветный мешочек. Для полного счастья было довольно того, что Петрушка время от времени появлялся  в нашей жизни. Причем мы никогда не видели, как воспитательница надевала на руку эту перчаточную куклу, как ее снимала. Петрушка точно появлялся из ниоткуда.  И это было чудо, связанное именно с кукольным театром, которое я запомнила на всю жизнь, - говорит Ольга Жданович. 
Потом на смену пластинкам (точнее, им в помощь) пришли книги. Первые, самые любимые, родом из детства, Ольга помнит по сей день, и даже перечитывает время от времени. Это «Сказка о стране Терра-Ферро» Пермяка, сказ о царевне-змее из афанасьевского сборника.  А вот с учебой в школе отношения складывались не очень хорошо. На не любимых физике и математике Ольга просто отключалась, мечтала о чем-то своем, зачастую вдохновляясь сюжетами, прочитанными накануне. Однако, как бы там ни было, школа осталась позади и встал вопрос: кем быть? Планов особых не было, склонностей – тоже. На одной любви к сказкам , как говорится, далеко не уедешь.  И пошла Ольга Жданович работать в то место, которое максимально близко соприкасается с детской сказкой – в театр кукол.  Просто измором взяла директора: готова работать кем угодно. Так Ольга стала реквизитором в Чебоксарском театре кукол ( к тому времени семья уже переехала из Магадана, как тогда говорили, «на материк»).  Новая профессия требовала организованности, внимательности, но Ольге все было в радость: она дневала и ночевала в театре, все свое свободное от непосредственных обязанностей время проводя вблизи сцены, понимая «вот оно, моё!».
Однако скоро только сказка сказывается. Первая попытка поступления в театральный институт  закончилась провалом,  второй блин тоже оказался комом.  И, наконец, с третьего раза поступила в Ярославский театральный институт на курс Вячеслава Борисова. Годы учебы в институте Ольга Жданович по сей день вспоминает как самые счастливые. И отлично помнит, как с каждым курсом с неё и её однокурсников слетала шелуха самоуверенности:
- На первом курсе – все «народные», на втором – «заслуженные», на третьем курсе – мы будущие артисты, а на четвертом курсе, чем ближе к выпуску, охватывает паника: я ничего не могу! – смеется Ольга.
По окончании института после недолгий колебаний выбрала Брянский областной театр кукол, где и проработала три года. Это было непростое время: театр постоянно работал на выезде, старенький автобус то и дело ломался по дороге в деревушке, где едва теплилась жизнь; театр был беден до такой степени, что даже новогодние представления играли по «живую» музыку – под гармонь. Однако дети – они везде дети, их ожиданием чуда, их готовностью поверить в сказку и подпитывались артисты.  
Однажды в Брянский театр приехал на постановку режиссер Владимир Куприн, бывший в ту пору главным режиссером в Ярославском театре кукол. Он обратил внимание на задорную, жизнерадостную актрису Ольгу Жданович, пригласил в Ярославль.  Произошло это в 2003 году.
- Первый год работы в Ярославле мне дался очень нелегко, - признается Ольга. – Уровень труппы был несоизмеримо выше возможностей артистов Брянского театра. Мы постоянно приходилось расти, работать над собой и доказывать, что я тоже что-то могу и умею. 
Да еще дебютная работа в театре – Принцесса в спектакле «Принцесса на горошине» получилась очень неудачно, потому что «голубые героини» - это вовсе не Ольгино амплуа. Однако спасательным кругом подоспела другая работа – медвежонок Топ в «Весёлых медвежатах», затем роль черепахи Тортиллы  в спектакле «Золотой ключик» и труппа, с прохладным недоверием присматривавшаяся к новенькой, вынесла свой положительный вердикт. 
- Теперь театр – это мой дом, в котором мне хорошо и уютно, - говорит Ольга. 
Сегодня актриса Ольга Жданович занята во многих спектаклях репертуара, играет Генеральскую дочь в «Царевне-лягушке», Пашеньку в «Морозко», Поваренка в спектакле «Карлик Нос», Маму в «Бармалее».  У актрисы появилась своя профессиональная ниша – она отлично играет злых сестер. Ну и, конечно,  различных представителей «плюшевого»  сообщества – зайчат, лисят, медвежат,  куда же без них в детском театре кукол?  Впрочем,  есть в Ольгином актерском досье ещё одна голубая героиня – это роль Гретель в «Пряничном домике», и с этим персонажем, по словам актрисы, «они удивительно совпали».
У Ольги Жданович нет нелюбимых кукол, к каждой из них она старается подобрать свой ключик, хотя порой на поиск этого контакта уходит немало времени.  Вот что безумно раздражает актрису, так это профессиональная беспомощность на сцене, когда, вопреки задумкам режиссера, катастрофически не хватает рук, и тогда возможности куклы используются только наполовину. И еще она очень сожалеет,  когда режиссеры при постановке спектакля добровольно отказываются от «чудес», которые могли бы происходить прямо на сцене, на глазах у изумленной публики, например, превращение тыквы в карету. Ведь театр кукол – единственный, кто может себе позволить подобные чудеса.
В этом театральном сезоне Ольга Жданович впервые попробовала себя в ином профессиональном амплуа: вдвоем с актрисой Валентиной Барановой они сочинили  театрализованную программу «Такой разный театр кукол», в которой рассказывают юным зрителям о тех видах театра кукол, которые редко увидишь в репертуарной афише – тантамаресках, театре масок и теней. Идея создания проекта «Такой разный театр кукол» оценена грантом губернатора Ярославской области в сфере культуры.  Уже сейчас можно смело сказать, что затея актрис удалась. А ведь  поначалу им пришлось зарыться в книги по истории театра, пуститься в  отважное плавание по бескрайним информационным просторам Интернета, и, наконец, сочинив увлекательный рассказ о зарождении театра кукол из наскальных рисунков первобытных людей и ритуальных шаманских плясок, поставить его в качестве режиссеров и самим же в нем сыграть! 
Ольга мечтает о поэтичном и глубоком репертуаре – сказах Бажова, например, таких как «Серебряное копытце» или «Хозяйка медной горы». Или таких, как сказка Наумова «В гостях у горного короля» - это просто кладезь увлекательнейших фактов по минералогии, физики, химии, нанизанных на сказочную нить приключений. Ольга убеждена, что такой репертуар значительно бы расширил зрительскую аудиторию театра. 
Сегодня актриса Ольга Жданович без внутренней робости называет себя профессионалом и, по-прежнему, как в детстве любит сказки и верит в чудеса. 

Фото предоставлены Ярославским театром кукол.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»