«Питер Пэн» возвращается

В репертуарную афишу Ярославского театра кукол возвращается спектакль «Питер Пэн», поставленный по повести английского писателя Джеймса Барри режиссером Еленой Борисовой и художником Еленой Бересневой. Обе Елены - заслуженные работники культуры России. Премьера этого спектакля состоялась в сентября 2008 года, три года назад постановка была отправлена в долгосрочный отпуск (такое в театрах случается) , а теперь, отдохнувший и «посвежевший» «Питер Пэн» вновь возвращается в репертуар. Ужасно рада этому обстоятельству, поскольку люблю этот спектакль, и искренне завидую тем сотням мальчишек и девчонок, которым предстоит впервые принять участие в забавных и невероятных приключениях этого вечно-юного сорванца Питера Пэна. .

Для Ярославского театра кукол спектакль «Питер Пэн» - особый. Его придумала и поставила специально для ярославского театра удивительно талантливый, чуткий к сказочному действу режиссер Елена Тадеушевна Борисова.  Елены Тадеушевны уже нет с нами, и это большая беда  для всех, кто её знал. Но живы поставленные ею спектакли - «Морозко», «Русалочка», «Пряничный домик», «Карлик Нос», «Что за прелесть эти сказки», «Кентервильское привидение», а, значит, сквозь пространство и время Елена Тадеушевна Борисова незримо присутствует с нами.  Возвращение в репертуар Ярославского театра кукол спектакля «Питер Пэн» - тоже дань памяти этому талатливому, доброму, умному, любимому всеми  человеку.  

«Питер Пэн» - это тот редкий спектакль, который, вопреки расхожему мнению, что кукольный театр адресован в первую очередь малышам, интересен зрителям всех возрастов. (Сейчас принято конкретизировать возраст предполагаемой аудитории, так вот  «Питера Пэна» я рекомендовала бы посмотреть всем, кто пребывает в возрастных рамках от 7 до 99 лет).  Потому что этот спектакль ориентирован не только на тех, кто не хочет взрослеть, но и на тех, кто помнит, каково это – быть маленьким.

В 2008 году, накануне премьеры спектакля, мы беседовали с Еленой Тадеушевной Борисовой о том, как рождаются спектакли, что предшествует их появлению на свет.  Она тогда призналась, что замысел этого спектакля родился «по ходу жизни».

 – Это тот самый случай, про который говорят – материал сам постучался в дверь, - с удовольствием вспоминала тогда Елена Тадеушевна. - С предложением поставить именно это произведение ко мне обращались в разное время разные люди, но я как-то не могла им проникнуться достаточно глубоко. Наверное, потому что книжку эту в детстве не читала. А Елена Береснева, мой постоянный соавтор в постановках, напротив, долгое время мечтала о Питере Пэне. Вот я и решила поспособствовать осуществлению её мечты. Однако в равной мере соавторами спектакля надо считать и всех занятых в нём актёров, потому что мы не просто работали над сказкой вместе – мы вместе её сочиняли.

Основная проблема переложения повести «Питер Пэн и Венди» в сценический вариант заключалась в том, что сам автор – Джеймс Барри – придумывал её как историю с продолжениями, которую он рассказывал одному многочисленному английскому семейству на сон грядущий, а сцена предъявляет к материалу особые требования.  Однако несмотря на все трудности, спектакль получился очень симпатичный и трогательный.

Это история про сказочного мальчика Питера Пэна, принципиально не желающего взрослеть, а потому  он живёт на волшебном острове с детьми, которых в разное время по разным причинам потеряли их родители. На этом необыкновенном острове материализуются самые смелые детские фантазии. Однако время от времени Питер появляется в реальном мире и ищет человека, который мог бы юным обитателям острова заменить маму - ведь кто-то должен рассказывать детям на ночь сказки? Так на остров попадает девочка Венди и её младший братик. Далее происходят разные приключения, вполне перекликающиеся по сюжету и с «Островом сокровищ» Стивенсона, и с фильмом «Пираты Карибского моря».  Однако Венди вспоминает, что дома осталась мама и она наверняка беспокоится. И девочка возвращается в реальный мир, прихватив с собой всю непоседливую мальчишескую компанию. Кроме Питера Пэна, который не хочет иметь ничего общего с этим скучным миром взрослых людей. И он, как символ вечного детства, остаётся жить на своём острове, ждать новых друзей.

Проблемы, обозначенные в спектакле, были принципиальны для режиссёра Елены Борисовой: например, почему в одной и той же ситуации один человек чувствует себя абсолютно счастливым, а другой – столь же несчастным.

Спектакль получился густонаселённым – в нём заняты заслуженные артисты России Надежда Новикова и Маргарита Смирнова, артисты Анатолий Белков, Ольга Жданович,

Татьяна Старочкина, Михаил Богданов,  Елена Лопатина, Рашит Абдрахманов, другие. При этом количество персонажей, которых им приходится оживлять по ходу сюжета,   ровно вдвое больше. Музыку к сказке-фантазии написал  композитор Валерий Челноков.

Режиссер-постановщик Елена Борисова, работая над «Питером Пэном», мечтала о том, чтобы  маленькие зрители, пришедшие на этот спектакль, просто смотрели и сопереживали его героям. Она справедливо полагала, что  выспрашивать у ребёнка после спектакля «Ну, чему ты научился? Какой сделал для себя вывод?» - абсолютно бесполезное занятие.  «А вот если спектакль им понравится, то что-то главное – то, что не нуждается в проговаривании, отложится где-то на задворках детской памяти и в нужный момент непременно сыграет свою добрую службу. Потому что самые заветные детские желания имеют обыкновение сбываться», - в этом абсолютно была уверена  один из авторов спектакля Елена Тадеушевна Борисова.  А вы как думаете?

Впервые после долгого отпуска спектакль «Питер Пэн» будет показан на сцене Ярославского театра кукол 30 марта,  в апреле – 10 и 11 числа.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»