Павел Акинин: «Театр кукол не только для детей».

Новый режиссер - всегда событие, даже если он приглашен на постановку, и его пребывание в театре ограничено временными рамками подготовки спектакля. Рано или поздно мастер уедет, но в театре останется частичка его души – поставленный им спектакль, а, значит, он тоже станет историей этого театра.
В Ярославском театре кукол идут репетиции нового спектакля «Принцесса Крапинка». Над ним работает приглашенный режиссер-постановщик Павел Акинин в тандеме со своей творческой командой - художником-постановщиком Любовью Волосецкой и композитором Андреем Заногой.


Павел Акинин служит главным режиссёром сразу в двух театрах кукол – Брянском и Смоленском, однако находит возможности и для выездных постановок. В последнее время подобное совмещение, «многостаночность» стали скорее нормой, чем исключением. Хотя сам Павел Валентинович по этому поводу недоумевает:
- Вроде и аншлаг всегда в театральных институтах, и каждый год выпускается немало артистов и режиссеров, но вот парадокс – работать некому. 
Решение стать артистом Павел Акинин принял, будучи студентом биофака, практически без пяти минут научным сотрудником. Первая попытка поступить в театральный оказалась неудачной, зато через год в Екатеринбургский театральный институт приехал абитуриент, подкованный от и до, имеющий в арсенале четыре монолога, около двадцати стихотворений, басен и несколько прозаических отрывков.  Уже на третьем курсе перспективного студента пригласили на работу сразу два московских театра, и это стало доказательством тому, что решение «пойти в артисты» было абсолютно правильным. Павел Акинин снимался в кино и сериалах – в «Штрафбате» у Николая Досталя, «Московской саге», засветился в рекламе, которую делал известный ныне режиссер Тимур Бекмамбетов. Именно в кино пришло понимание того, что он – до мозга костей театральный человек.  
«— Что вы вкладываете в понятие «театральный человек»? 
— Больной! Во всех смыслах! Вокруг столько возможностей заработать деньги, а мы сидим в своих театрах, что-то делаем, копошимся, пытаемся вытащить на свет божий свои замыслы, идеи, стараемся поделиться ими, чтобы люди увидели, оценили, сказали, нравится им это или нет… Вот что такое театральный человек». (фрагмент интервью из журнала «Брянская тема», №5 2011 год).
Несколько лет Павел Акинин работал актером в Московском областном театре кукол, параллельно учился на факультете режиссуры. И вновь его стали приглашать наперебой разные театры, теперь уже на постановки. Его дипломная работа «Принцесса Крапинка» произвела фурор на фестивале в Екатеринбурге. К счастью, мнения критиков были противоречивы…
- К счастью? Вы любите, когда вас критикуют?
- Как любой нормальный человек я люблю, когда меня хвалят, когда людям нравится то, что я делаю. Но положительные отзывы имеют такую особенность – они успокаивают, убаюкивают, заставляют почивать на лаврах.  А критика подстегивает, понуждает двигаться дальше. На самом деле, критика – это здорово.
- Стало быть, чтобы чувствовать моральное удовлетворение от сделанной работы и в то же время иметь желание двигаться вперед, похвала и критика должны присутствовать в пропорции один к одному?
-Да, 50 на 50.


- Спектакль «Принцесса Крапинка» - ваша визитная карточка, с этой постановкой вы вошли в режиссуру.  Этот спектакль оказался очень востребован российскими театрами кукол. Почему?
- В спектакле заняты всего два артиста, декорации очень просты, их немного и они мобильны, и, как следствие вышеперечисленного, этот спектакль подходит для любой сцены. Его можно играть как в стационаре, так и на выезде. Ну, и не затертая до дыр литература, конечно, привлекательна.
- А как вы сами набрели на эту чудную историю?
- С одной стороны – случайно, с другой - закономерно. Директором театра была поставлена конкретная задача – два артиста, определенная сумма денег на постановку и «делай, что хочешь, но чтобы спектакль был». Я добавил третью составляющую от себя – максимум режиссерского воплощения, и стал искать подходящий материал. Я прочитал пьесу, которую написал Валерий Бугаев, главный режиссер Курского театра кукол, и увидел интересный подвижный материал. Мне показалось, что я смогу сделать из него интересный, подвижный спектакль, в течение которого не придется скучать ни актерам, ни зрителям. По жанру это спектакль-розыгрыш, спектакль-шутка. Тема неизбитая и пьеса оригинальная. Так что, все совпало.
-Считается, что актер – зависимая профессия, что артисты зависят от решения режиссера. Но, оказывается, и профессия режиссера не менее зависима?
- Еще как! Даже больше, чем актерская... Хочется, чтобы театры приглашали режиссера не с тем, что у него уже есть, а давали возможность поставить что-нибудь новое. И хорошо, что такие театры еще есть. 
-Но вы работаете главным режиссером сразу в двух театрах. Там-то вы вольны в выборе пьес для постановок?
-Там тоже есть свои законы и свои ограничения. Надо выстраивать репертуарную политику, формировать направление театра, его лицо, имидж, стиль.  Следить за труппой, держать артистов в тонусе. Продумывать не только текущий сезон, а минимум на несколько лет вперед. Ставить те спектакли, которые мне, как режиссеру, могут быть и не интересны, но они нужны публике. И так далее…  Но не так давно я испытал огромное удовольствие, работая над спектаклем «Семья вурдалака» по произведению Алексея Толстого. Я его поставил в Нижневартовске. 
-Это спектакль для взрослой публики…


-Да, но я никогда и не считал, что театр кукол ориентирован исключительно на детей. Это театр для всех. Если говорить честно, я не совсем понимаю, для чего нужны театры юного зрителя, но это отдельная тема… Характерно, что детским театр кукол изначально и не был - на публику младшего возраста его сориентировали только в прошлом веке. Сейчас во многих городах России наряду с детскими спектаклями идут постановки для взрослых. Но публику надо приучать к взрослому репертуару. 
В Брянске главный режиссер Павел Акинин пытается прививать любовь к культуре театра кукол взрослому зрителю. Всего за год работы в этой должности он обогатил репертуар театра несколькими экспериментальными работами, показав брянскому зрителю привычный театр кукол абсолютно с другой стороны. Так, в афише появились театрализованное представление «Путешествие по стране Хеллоуин», поставленный в духе старорусского святочного представления «Рождественский Вертеп», а также спектакль-концерт «Puppet show — Привет! Бонжур! Хэллоу!», идею которого Акинин вынашивал несколько лет. В этом спектакле куклы пародируют звёзд мировой эстрады - Мадонну, Леди Гагу, Рики Мартина, Милен Фармер… Публика приняла спектакль «Puppet show» на"ура!". Оценили начинание и коллеги по творческому цеху, отметив эту постановку на празднике, приуроченном к Международному дню театра, сразу несколькими дипломами, в том числе в номинации «Лучшее постановочное театральное шоу». 
В нескольких театрах – в Брянске, Набережных Челнах, Нижневартовске, Павел Акинин поставил спектакли по мотивам произведения французского писателя Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и розовая дама». Это история о неизлечимо больном мальчике, который знает, что скоро умрет.  Отпущенные ему 12 дней жизни Оскар проживает насыщенно - каждый день как десять лет: за это время он превращается в юношу, влюбляется, женится, стареет и уходит на небо. Режиссер считает, что театр сегодня должен говорить со зрителем и на такие серьезные темы, как болезнь, смерть, вера, бог. 
- Как вам работается в Ярославском театре кукол?
- Замечательно. Я считаю, что если человек работает в театре, то он априори одарен и талантлив.  Моя задача состоит в том, чтобы найти с ним контакт, вытащить из артиста то, что нужно для нашей общей в данный момент работы.Думаю, что у нас все получится. 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»