Оттенки: не 50, и не серого...

В фойе Волковского театра открылась персональная выставка художника Александра Шилова, организованная Ярославским фондом развития культуры. Выставка называется "Оттенки". Слово "оттенки" сегодня скандально и модно благодаря литературе и кинематографу ("50 оттенков серого"), но, к счастью, выставка не об этом.
В России непросто состояться как художник, если тебя зовут Александр Шилов, поскольку  словосочетание «художник Шилов» давно стало именем собственным, и принадлежит оно известнейшему столичному портретисту Александру Максовичу Шилову. Тому самому, кто увенчан всеми возможными лаврами и почестями, кого обожает простая публика «за похожесть» портретируемых – «ну, прям как в жизни, даже лучше», и кого «утюжат» за слащавость и перекличку с известными полотнами профессионалы от палитры.  После Александра Максовича бренд «художник Шилов» принадлежит его сыну Александру Александровичу, который тоже – вот совпадение! – считается очень известным российским художником. Да еще каким! Цитирую: «пейзажист Александр Александрович Шилов навеки вошел в мировую историю космонавтики и историю живописи, организовав первую в мире персональную выставку картин в космосе». Но это так, между прочим, о предвзятости судьбы и совпадениях. 


Наш художник Александр Шилов к вышеупомянутым Шиловым не имеет никакого отношения. Общее только одно – все они художники. Хотя и ярославский художник Шилов не так прост: в свободное от живописи время Александр Николаевич работает заместителем губернатора Ярославской области. Такой вот гармоничный альянс власти и творчества в отдельно взятом ярославце сложился.


Выставка «Оттенки» знакомит нас с пейзажами и натюрмортами, написанными Шиловым. Его натюрморты, единожды увидев, не спутаешь больше ни с какими другими: во-первых, главным действующим лицом в них является музыкальный инструмент, во-вторых, антураж вокруг этого главного персонажа столь колоритен, что позволяет мысленно дописать целую историю, связанную с этой трубой, валторной или гармонью. В фойе театра эти музыкальные натюрморты более чем уместны – при желании и фантазии их можно «сыграть» как пьесу.  
Тема для натюрмортов достаточно привычна глазу ярославского зрителя – родная сторона. Ценно то, что многие из натюрмортов являются пленэрными, от них точно веет свежим воздухом, и даже хочется прищурить глаза от излишне яркого солнечного света, бьющего с иных холстов.  Более всего весеннее настроение и шальную атмосферу предстоящего (это непременно!) счастья передают холсты «Баня отменяется» и веселый «Мышгород».

В этих работах наиболее удачно сочетаются сюжет и солнечная, жизнерадостная цветовая палитра. А вот речными пейзажами с рабочими лошадками водных грузоперевозок в качестве главных действующих лиц ярославский завсегдатай вернисажей не слишком избалован. А потому работы «До навигации осталось недолго» и «Нефтерудовоз», несмотря на заданный автором деловой тон, навевают мысли о скором лете и долгожданном отпуске. За это надо благодарить выбранную автором манеру мозаичного - в виде отдельных мазков, письма, столь любимого импрессионистами. Как и великие мастера этого направления, Александр Шилов старается как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.  В этой же манере, четкими, раздельными мазками, написан и автопортрет художника, запечатлевшего себя в кепке. Очень симпатичная, на мой взгляд, работа.


Персональная выставка Александра Шилова «Оттенки» вызвала большой ажиотаж. В просторных театральных фойе было тесно от журналистов, телекамер, известных в городе депутатов, бизнесменов и просто тусовщиков. Осмелюсь предположить, что столь высокий градус интереса был вызван отнюдь не самой живописью, а занимаемой живописцем высокой должностью в правительстве области. Впрочем, я могу и ошибаться.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»