В несколько строк:
Сергей Гусарин родился в 1962 году в Рыбинске.
Закончил отделение живописи Ярославского художественного училища.
В 1989 году Сергей Гусарин занялся реставрацией икон, а в 1994 организовал иконописную мастерскую «Лик», известную не только в России, но и за рубежом.
Член Союза художников с 1993 года, участник многих региональных, всероссийских и международных выставок. Его работы находятся в Рыбинском музее-заповеднике, в частных собраниях в Германии, США и других странах.
На закономерный вопрос, почему он назвал свою выставку «Отражение», Сергей Гусарин ответил:
- Для меня искусство – это процесс отражения в образах мира внешнего и мира внутреннего, душевного. Мы живем в постоянном ощущении внутренних противоречий, борьбы между гармонией и хаосом. Из нее рождается образ. Это процесс очень динамичный, постоянно требующий новых форм, нового художественного языка и, конечно, участия зрителей. Именно находясь в творческом взаимоотражении, в диалоге каждый из нас по своему идет к пониманию смысла жизни.
Не думаю, что путь этого художника к пониманию своего места в жизни и в искусстве был легок, зато насколько интересен - очевидно! Любой неравнодушный зритель может проследить, как менялся стиль Гусарина со временем. Из раннего Гусарина на выставке представлены лишь пара акварелей, не имеющих ничего общего с почерком зрелого мастера, и две графических работы тушью, в которых тоже едва-едва угадывается сегодняшний стиль. Не сказать, что это плохо, это просто – совсем другое. Подобный срез, от и до, – от самого раннего к последнему, еще не успевшему «просохнуть» - очень ценен и интересен именно возможностью познакомиться с разными гранями таланта автора. А граней этих немало, и все отточены до алмазного сияния. Графика, живопись, художественная фотография – только некоторые из них. Графика Гусарина безупречна. Она легка и воздушна, в то же время ювелирно подробна. Каждая мельчайшая деталь филигранно и любовно прописана. И если учесть, что это не миниатюрные, с ладонь, зарисовки, а полнометражные картины, то дух захватывает : как это возможно? Таких внимательных рисовальщиков, так тонко чувствующих карандаш, и так пристально вглядывающихся в самую мельчайшую мелочь – на перечет. И тем приятнее, что Гусарин – один из них. Что не перевесила его графическую привязанность живопись, увлечение художественной фотографией, что верен остался художник белому листу бумаги и остро отточенному карандашу. Внимательный зритель, зная и понимая отныне, что за отменный рисовальщик Гусарин – а график он - высшей пробы!, в будущем легко поймет любое художественное завихрение автора, ударься он хоть в абстракционизм. Мастерство-то никуда не денется.
Но то, что кажется безупречным в графике – пристальное вглядывание и подробнейшее бытописание каждого предмета, кажется избыточным, когда речь заходит о живописи художника. По крайней мере, мне так показалось. И холст требует (это сугубо мое дилетантское мнение!) иного, более широкого, щедрого, мазка. А то в подобной прорисовке каждой волосинки, каждого завиточка маслом просматривается (не к ночи будь помянут!) реализм Никаса Сафронова. Готова принять любые упреки, но именно ассоциация с сафроновским излишеством пришла в голову при первом знакомстве с этой гранью творчества Сергея Гусарина. А я привыкла доверять первому впечатлению, хотя, соглашусь, оно не всегда бывает справедливым.
Однако фотография Гусарина – это отдельное чудо. Стильная, сдержанная, выдержанная в теплых коричневых тонах. И опять это пристальное вглядывание в деталь, точно взгляд через микроскоп, но здесь, в мире природы, оно оправдано как никогда. Так родилась чудная по многообразию серия «Каменистые узоры». Отдельного комплимента достойны фотографии , выполненные в технике «сепия». Это позволяет абстрагироваться от дня сегодняшнего, от момента, запечатленного на снимке, и вдуматься в его глубинную суть, в философию каждой фотографической картины.
- Меня тревожит и не отпускает какая-то таинственная загадка вещей и явлений. Каждый предмет – будь то камень, коряга, сухой лист или какая-то странная металлическая конструкция – всё имеет притягательную магическую силу, тайну, загадку, которую хочется распознать. Но разгадка она каждый раз ускользает. Может быть, это и к лучшему, потому что когда вещь или явление назовёшь термином, то сразу всё становится плоским и банальным. А так, игра воображения создаёт некую атмосферу загадочной созерцательности и мистицизма, -говорит Сергей Гусарин.Рассматривая экспонаты выставки «Отражение» Сергея Гусарина, можно, не стесняясь, нанизывать комплименты один за другим, точно бусину на леску, и это не будет избыточным. Выставка получилась стильной и цельной, разнообразной и в то же время единой по замыслу. Одним словом, безупречный выставочный проект, с которым можно поздравить сотрудников выставочного зала имени Нужина. Тем более, что это не просто партнерский проект выставочного нужинского зала с Ярославским отделением союза художников. Это выставка вписывается в актуальное направление работы Городского выставочного зала по поддержке творческих семей. Жена Сергея Гусарина, Майя – тоже художник. С её творчеством зрители могли познакомиться в проекте «В райском саду», который экспонировался в нужинских стенах ровно год назад. Теперь настал черед сильной половины этой талантливой семьи.