"Опера нищих": забудьте все, что видели до этого...

"Азартные провокации "Оперы нищих" - так коротко отозвалась об этом спектакле профессор, театровед Маргарита Ваняшова.
Доктор филологических наук, профессор Валентин Степанов сравнил зрелище с "чистой воды демиургией с её синергией". Потом в рецензии было еще много красивых и очень умных слов. Еще одна цитата, от Евгения Ермолина (Евгений Анатольевич - литературный критик, журналист, редактор, историк культуры, эссеист, блогер): "Это эксцентрическая буффонада, передающая впечатление от той реальности, которая нас окружает и временами нас посещает...". Это все - о премьере Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl) "Опера нищих", режиссура и сценическая версия Глеба Черепанова. 
Перед спектаклем Ирина Плишина (редактор информационно-издательского отдела Театра им. Ф. Волкова), зная о моем настороженном отношении к разного рода театральным новациям, сочувственно посмотрела на меня и посоветовала:"забудьте все, что видели до этого...". Ах, если бы...
Безусловно, "Опера нищих" - провокация, очередная пощечина вкусу "старорежимной" театральной публики, приходившей в театр как в храм. Вот об этом, действительно, стоит забыть. (Те, кто "ошиблись дверью", уходили в антракте, и не дожидаясь его).
В основе спектакля - произведение Джона Гея и Иоганна Кристофа Пепуша "Опера нищего", но зритель менее искушенный в литературе 18-века, скорее прочтёт отсылку к "Трехгрошовой опере"  Брехта (знатоки говорят, что Брехт в свое время позаимствовал идею как раз у вышеназванных господ).  В это полотно решительно врезаны отрывки из "Мастера и Маргариты" Булгакова, "Ревизора" Гоголя, стихи Блока и Бродского, Пастернака. Действие зачем-то прерывается вставными эстрадными номерами-клипами на песни Григория Лепса и Аллы Пугачевой (хотя, не вызывает сомнений, что они прекрасно смотрелись бы в театральном "капустнике"). Мэкки-нож (Алексей Кузьмин), выкрашенный по задумке художника спектакля Анастасии Бугаевой в радикально-синий цвет (привет от Фантомаса) то становится Воландом и вступает в беседу с двумя алкашами-митьками, как это было в 1-й главе "Мастера..."(далее по тексту Булгакова),то перевоплощается в проходимца-Хлестакова и ухлестывает одновременно за маменькой Миссис Пичем, и за дочкой Полли Пичем (но с репликами из "Ревизора"). Артисты, "выпадая" из роли, зачем-то начинают общаться со зрителями, комментировать происходящее на сцене, давать указания осветителям. В антракте они просто выходят в зал и охотно фотографируются с публикой, в то время как персонаж Мумия (цитата из голливудского кино) пролезает по рядам, поднимая сидящих зрителей с их кресел (еще одно заимствованный прием - на сей раз из "Снежного шоу" Полунина). В, общем, понамешано здесь изрядно.По моим ощущениям - явный перебор во всем. Но зрелище яркое, шокирующее, оно врезается в тебя, помимо твоей воли (как говорится, дорого бы дал, чтобы его не видеть вовсе).
Артисты, действительно, отрываются по полной, просто "жгут". Порой сюжет при всей своей какофонии по-настоящему захватывает и ты ломаешь голову, что еще тебя ожидает. Черно-белые костюмы, придуманные художником Анастасией Бугаевой - настоящий театральный от кутюр. Очень интересно выстроено сценическое пространство художником Тимофеем Рябушинским. И, конечно, артисты в этом спектакле, как и во всех предыдущих, прекрасно двигаются: современная хореография - заслуга Ирины Ляховской. По отдельности - вкусно, хоть и не без "перчика", но вот все вместе - неудобоваримо. И, главное, непонятно - зачем?
...Признаюсь, я сломалась через 3,с лишним часа спектакля, ушла, не дождавшись финала. За личными впечатлениями пожалуйте в Волковский театр (Театр им. Волкова, Ярославль; Volkov Theatre, Yaroslavl)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»

  • За попытку - спасибо!
    Режиссер если и не самоубийца, то, по крайней мере, решил поставить планку для прыжков в высоту на олимпийскую отметку, решила я для себя, когда увидела в фестивальной афише Альбера Камю. Насквозь литературная, абсолютно не бытовая философская пьеса, найдет ли она сейчас собеседников среди зрителей?...
    Светлана Гиршон
    Провинциальные диалоги
  • История Призрака в мире торжества материальных ценностей
    91-й театральный сезон в Ярославском театре кукол открылся премьерой спектакля «Кентервильское привидение». И – ах! – как же я рада это событию!
    Лариса Драч
    Ещё не вечер
  • Земля войны (1)
    Наблюдая за трясущимися губами говорящих голов, обсуждающих в европейских ток-шоу нынешний взрыв миграции, все чаще читая парафразы на темы Мечети Парижской Богоматери, памятуя кадры с разноцветной молодежью, крушащей Сен-Дени, нет-нет, да вспоминаю о человеке, сказавшем некогда пленившему его капит...
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • Код доступа
    Счетная палата РФ с чувством глубокого разочарования констатировала, что широко разрекламированная госпрограмма «Доступная среда» до сих пор ощутимо не улучшила жизнь инвалидов.
    Александр Богатырев
    Есть повод