Она подарила жизнь тысяче кукол…

В этом, уже уходящем от нас 2013-м, году художник-постановщик Ярославского театра кукол Елена Александровна Береснева отмечает профессиональный юбилей - тридцать лет службы в театре. Елена Александровна – заслуженный работник культуры России, дипломант Национальной премии «Золотая Маска», лауреат областной губернаторской премии имени Федора Волкова по культуре и искусству. Елена Береснева – профессионал самой высшей пробы, очень уважаемый в театральном мире человек. Пожалуй, лучше всего эту мысль выразил актер Ярославского театра кукол, заслуженный артист России Валерий Смирнов: – Сказать, что коллеги уважают Елену Александровну, – мало, ее авторитет у нас непререкаем!

С Бересневой с удовольствием работают не только режиссёры родного, ярославского, театра кукол, но и известные мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Белгорода, с ней постоянно сотрудничают молдавские и литовские кукольники. Сотрудничество, переросшее в содружество с литовцами началось… с любви с первого взгляда так: однажды один литовский режиссер увидел спектакль «Огниво» с куклами Бересневой и влюбился в них. Всю ночь не спал, а утром пришел с предложением поставить этот спектакль в своем театре. 
Куклы «от Бересневой»  - это не требующий дополнительных комментариев фирменный лейбл,  знак качества, что сродни пробе на драгоценном ювелирном изделии. Такие куклы есть в государственных и частных собраниях России, Германии, Чехии, Финляндии, Англии, Америки.
За три десятилетия работы в Ярославском театре кукол  Елена Александровна создала более тысячи кукол для семидесяти спектаклей, каждый из которых отмечен её ярким индивидуальным почерком. «Солнышко и снежные человечки», «Карлик Нос», «Морозко», «Пряничный домик», «Золушка», «Снежная королева», «Аладдин и волшебная лампа»,  «Питер Пэн»… - этот список можно продолжать и продолжать. При всей своей профессиональной занятости Елена Береснева находит время для участия в городских и областных выставках художественного и прикладного искусства. Елена Александровна  – один из инициаторов и создателей уникальной коллекции театральных кукол «На золотом крыльце…», известной далеко за пределами Ярославской области. Этот проект в 2000 году был удостоен гранта Президента России. 
- Я считаю, что Елена Александровна - это находка для театра, - считает директор Ярославского театра кукол  Дмитрий Стрекалов. - Настоящих художников-кукольников сегодня так мало, что их можно по пальцам одной руки пересчитать, а Елена Береснева относится именно к таким настоящим художникам. От всех кукол, даже от отрицательных персонажей, придуманных и сделанных Еленой Александровной, исходит особая аура, они лучатся необъяснимым обаянием. Она точно улавливает то, что ожидает зритель от доброй детской сказки. 
О художнике лучше всего могут рассказать не только его коллеги, но и его куклы. Например, работая над спектаклем «Золушка»  его авторы – режиссер Владимир Куприн (Владимир Иванович, бывший в то время главным режиссером Ярославского театра кукол, ушел из жизни в этом году) и Елена Береснева поставили перед собой задачу: создать на сцене классическую сказку, в которой добро и любовь побеждают зло. Персонажи «Золушки», а для спектакля было изготовлено двадцать кукол, обладают неповторимой внешностью, куклы настолько подвижны и пластичны, что, кажется, они действительно оживают в руках актеров. Художница четко уловила характеры персонажей, очень тонко и остроумно разделив их на положительных и отрицательных, умело избегая штампов. Может, это происходит потому, что процесс создания куклы для Елены Александровны сродни процессу рождения живого персонажа: она никогда не знает, каким он получится.  
Кстати, редкий журналист не поинтересуется у Елены Бересневой, как рождается новая кукла?
-Театральная кукла рождается каждый раз по-новому, - не устает объяснять суть своей профессии художница. – Режиссер выбирает пьесу для постановки, обдумывает, как должны выглядеть персонажи, что они должны уметь. Со своими наработками он приходит к художнику, и тут начинается наша совместная работа. Я рисую куклы, обсуждаю их с режиссером. Иногда мы быстро приходим к единому мнению, а иногда долго спорим,  отстаивая каждый свою позицию. Но бывают и исключения. Например, спектакль «На золотом крыльце сидели» родился после того, как на свет уже появились первые куклы. В Ярославском музее-заповеднике была выставка кукол в народных костюмах. Однажды у витрины столкнулись директор и один из наших художников. Разговорились. Директор спросил, слабо ли нам самим сделать такую выставку. Но ведь те куклы, которые играют в спектакле, сделаны в расчете на то, что на них будут смотреть издалека, а не вблизи. Для экспозиции были нужны новые. Свой выбор мы остановили на петрушках. Когда тридцать кукол были готовы к выставке, актеры предложили проводить экскурсии. А уже потом у режиссера появилась идея сделать спектакль по мотивам сказок Пушкина.
В дни подготовки спектакля «Золушка» мне довелось побеседовать с режиссером Владимиром Ивановичем Куприным, и, помнится, я тогда поинтересовалась, как ему работается с Бересневой: ведь этот тандем – режиссер-художник – очень важен для рождения спектакля. 
– О Елене Александровне мне говорить всегда легко и радостно,  потому что она замечательный художник, тонко чувствующий стиль и жанр каждого спектакля, – сказал тогда Владимир Иванович.  – Она – профессионал, у нее чуткие и очень умелые руки, а это очень важно для театра. Я очень рад и горд, что работа Елены Александровны в спектакле «Золушка» удостоена областной губернаторской премии имени Волкова. Когда открывается занавес и зрители, как один, не могут сдержать вздох восторга, я понимаю, что созданное Еленой Александровной художественное оформление действительно относится к настоящему Искусству. 
А начался долгий творческий путь в театре Елены Александровны с того, что, 
будучи студенткой Иркутского училища искусств, она работала в драматическом театре художником-декоратором. Получение диплома об окончании училища совпало с пятилетием работы в качестве художника-постановщика. После окончания ЛГИТМИКа (Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии) Елена Александровна получила специальность художника-скульптора театра кукол, переехала в Ярославль и связала свою судьбу с Ярославским театром кукол. 
87-й театральный сезон ярославские кукольники открыли спектаклем «Златовласка».  Над куклами к этому спектаклю целый год трудилась Елена Береснева. Крохотный паучок, рыбки, а еще настоящие, вырезанные из дерева куклы-марионетки… Каждый кукольный шедевр – результат сотен нарисованных эскизов и сотен просмотренных и изученных книг.  Это была непростая попытка примерить на себя совсем иной театр кукол – чешский. И успех спектакля «Златовласка» у ярославских зрителей подтвердил, что эта попытка удалась блестяще. 
– Все, связанное с именем Елены Александровны, для меня обретает превосходную степень, – говорит заслуженная артистка России Надежда Новикова, – Я не могу выделить ни одну из ее кукол в категорию своих любимиц. Ведь она, создавая куклу, думает о том, кто именно будет с ней работать, и порой на лице у куклы замечаешь черты своего собственного лица! 
О том, что спектакли, придуманные Еленой Бересневой, всегда очень красивы, а ее куклы очень удобны в работе с удовольствием говорит и заслуженная артистка России, заведующая труппой Елена Снегирева.
– А что для вас важнее – удобство или красота?  - интересуюсь я.
– Безусловно, важно и то, и другое, но для нас кукла – это ведь инструмент. Какая, например, получится игра на пианино, если инструмент расстроен, половины клавиш не хватает, а педали западают? Драматический актер может выразить свои эмоции жестом, мимикой, молчанием… мало ли как еще, а у актера-кукольника маска задана изначально, и свой образ актер строит от маски, от куклы. В этом плане Елена Береснева – очень хороший художник: она не только прекрасно разбирается в механике кукол, но и неизменно точно попадает в образ. С ее куклами приятно и удобно работать. 
Мастерская Елены Бересневой заставлена всевозможными баночками и коробочками от пола до потолка, каждая – полным-полна какими-нибудь милыми пустяками. Ведь никогда не знаешь, что потребуется для изготовления той или иной куклы. Иные куски материи находились чуть ли не на помойках, тесьму, бисер и прочие рукодельные мелочи Елена Александровна закупала во время гастролей. В ход шло абсолютно все. Елена Береснева до сих пор вспоминает одну историю: когда её дочь была маленькой, девочка увидела, как кто-то из знакомых сметает веником лоскутки и блестки. «Это не может быть мусор!», - закричала девочка, приученная к тому, что в руках её мамы все обретает вторую жизнь.  И эта присказка потом долго не сходила с уст.
Поздравляя Елену Александровну Бересневу с творческим юбилеем, хочется пожелать ей не иссякающего вдохновения, умения по-детски удивляться и радоваться жизни, и желания творить еще многие годы. 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»