Николай Морозов: «Музыка начинается там, где заканчиваются слова».

Композитор из Санкт-Петербурга Николай Морозов с Ярославским театром кукол сотрудничает, и весьма успешно,  не первый год. Его музыка звучит в спектаклях «Златовласка», «Котенок по имени Гав», «Драма о царе Ироде», «Добрыня Никитич и змей Горыныч», «Божественная комедия».
На V областном фестивале профессиональных театров Ярославского региона Николай Александрович Морозов стал лауреатом в номинации «Лучшая работа композитора»  - так высоко жюри и культурным сообществом была отмечена созданная им музыка к спектаклю «Златовласка». И вот – новая долгожданная встреча: Николай Морозов вместе с режиссером Петром Васильевым и художником-постановщиком Алевтиной Торик работает над спектаклем «Кому на Руси жить хорошо». Хотя «работает» - не то слово: священнодействует, колдует, творит! Как ему это удается?
- Я всегда говорю: музыка начинается там, где заканчиваются слова. Не мною это придумано, но сказано великолепно! Когда актер не может уже что-то высказать словами, эту мысль подхватывает музыка, - Николай Александрович с ловкостью эквилибриста парирует мою реплику.
-Ваши коллегии Петр Васильев и Алевтина Торик признались, как непрост был их путь к Некрасову…
-Я вам больше скажу: когда учился в школе, я терпеть не мог уроки литературы! Читал, конечно, - куда ж денешься? – но из-под палки, а осознанно многие произведения из школьной программы я прочел уже взрослым человеком.
-До творчества Николая Алексеевича Некрасова дошли?
-Дошел, но сразу признаюсь, мне это показалось  не то чтобы скучным…неактуальным! Да, я понимаю, что два века назад эти строки звучали смело и ярко, но сейчас эти переживания меня не трогают, не царапают мне душу.
-И все-таки вы здесь, и ваше имя стоит на афише спектакля по произведению Некрасова…
- Да. Я побывал в усадьбе поэта в Карабихе. Мне вообще очень нравится посещать такие мемориальные места. Всегда интересно очутиться там, где жили и творили великие люди своего времени. Погрузившись в эту атмосферу, ты начинаешь на многое смотреть по-другому. Плоский, хрестоматийный персонаж становится живым человеком и хочется понять, как он жил и почему писал именно так и именно об этом.
-Некрасов, мужики в поисках счастливого, русская деревня… Автоматически на ум приходят балалайки и гармонь. Однако музыкальная партитура спектакля «Кому на Руси жить хорошо» намного сложнее.
-Конечно. Рождение спектакля – это всегда коллективная работа, в которую на начальном этапе включены режиссер, художник и композитор. Мы обсуждаем концепцию спектакля, я внимательно изучаю эскизы художника, мы проговариваем где будет звучать музыка и какая именно она должна быть. Да, наш спектакль начинается необычно – это экивок в сторону замечательного фильма «Кин-дза-дза», и, конечно, в музыке я не мог это проигнорировать. Но краткая, точная музыкальная цитата развивается дальше в мою авторскую музыку. Мы с самого начала понимали, что здесь не может быть много музыки – обилие стихотворного текста не позволяет нам этого сделать, и зачастую тишина важнее звуков. Но эмоциональная атмосфера спектакля рождает и частушки, и плачи… Но это опять же не народная музыка, а авторская стилизация под нее.
-Для меня совершенно неожиданно прозвучала музыкальная тема «У попа была собака» в той сцене, где мужики в своих поисках счастья пришли к попу… Это звучит так залихвастски!
-Да, хулиганим … Без этого нельзя! Как нет черного без белого, так нет и трагедии без смеха и юмора.
-За годы совместной работы с актерами Ярославского театра кукол можно ли сказать, что артисты стали поющей труппой?
- Вокальная природа человека ограничена самой природой. Человек либо поет, либо нет. Но воспитать музыкальность, и, что еще более важно, ансамблевость – это возможно. Начиная со «Златовласки» мы вместе с артистами работаем в этом направлении, и, шаг за шагом, прошли уже очень большой путь. Но нет пределов совершенству.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»