Мы за ценой не постоим.

Московский академический театр имени Маяковского представил в рамках XIV Международного фестиваля спектакль «Цена» по произведению Артура Миллера.

Сейчас такое время, когда театр (не какой-то конкретный, а вообще) идет на всевозможные ухищрения, чтобы привлечь и удержать внимание зрителей: режиссеры раздевают актеров догола, включают в ткань драматургического материала элементы шоу, кино, цирка..., превращают театральное действо в новостной сюжет канала НТВ, склонного к смакованию насилия, и прочее, прочее, прочее. Объясняется это, как правило тем, что театр — это отражение жизни, и что же делать, если вся наша жизнь — именно такая, с вывернутыми наизнанку ценностями, чувствами, мыслями?
Между тем режиссер Леонид Хейфец ставит на сцене театра имени Маяковского пьесу о вечных ценностях, пытаясь разобраться, все ли продается и покупается, и какова цена родственных уз? Ставит в традициях русского классического театра, без ужимок и прыжков, без какой-то бы ни было «движухи»: просто актеры проживают на сцене два часа жизни своих персонажей, сидя на одних и тех же стульях, в одних и тех же неменяющихся декорациях. Проживают два часа, которые дают толчок к переосмыслению всех предшествующих лет и накладывают неизгладимый отпечаток на те годы, которые им ещё предстоит прожить.
Спустя 16 лет после смерти отца, полицейский Виктор (заслуженный артист России Александр Андриенко) решает продать всю его сохранившуюся мебель. Эта мебель свидетельствует о тех временах, когда отец еще был богат, вся семья была в сборе, и о разорении не шло и речи. Мебель, собранная со всего большого дома (дом вот-вот пойдёт на слом), утрамбована в одну комнату, завешана пленкой.  Здесь Виктор рос, занимался фехтованием, монтировал какие-то радиоприемники, мечтал о занятиях наукой. Но жизнь распорядилась по другому: он был вынужден пойти на службу, чтобы содержать разорившегося отца. Его брат Уолтер (заслуженный артист России Виктор Запорожский) , напротив, ничем не жертвовал – и стал успешным хирургом. Братья не виделись шестнадцать лет, жизнь развела их по разные стороны  барьера под названием «успешность». 
И вот с простого события — приглашение старика-оценщика, чтобы оценить и продать, наконец, скопом всю мебель, так садняще напоминающую о прежней жизни (роль оценщика Грегори Соломона блестяще исполнил народный артист России и Грузии  Ефим Байковский) - закручивается сюжет. Точнее, дернув за кончик истории (приход оценщика), раскручивается клубок сложнейших внутрисемейных взаимоотношений, вскрываются старые обиды, незалеченные раны, непрощенные поступки, нереализованные амбиции и вся прожитая персонажами жизнь предстает перед зрителями во всех своих мельчайших подробностях.  
Оказывается, что жена Виктора Эстер (заслуженная артистка России Татьяна Аугшкап) всю жизнь комплексовала из-за профессии мужа, полицейского, и мечтала о том, чтобы он стал ученым, скульптором, кем угодно, только чтобы иметь возможность куда-нибудь с ним «ходить»  (он  - в костюме, она  - в новом платье, а впереди их ждут кино, рестораны, встречи с другими, тоже нарядно одетыми, людьми). И еще: она хочет денег! Кажется, вот-вот её мечты могут сбыться — ведь появившийся практически из небытия успешный Уолтер предлагает брату и денег, и перспективную должность. Но Виктор не готов переписать жизнь заново, набело. Давние непрощенные обиды встают непреодолимой стеной между братьями, и тонкая пленочка наметившихся было родственных уз вновь рвется, на сей раз навсегда, и мебель продана за символическую сумму старику-оценщику, и надо как-то дальше жить со знанием того, чтобы уже ничего в этой жизни не изменится. 
У оценщика Соломона, ставшего невольным свидетелем кризиса чужой для него семьи, своя история. Его главная проблема в том, что жизнь катится к закату. Уже  все — в прошлом: и выступления на арене цирка в акробатическом номере, и профессиональный успех,  и разорение, и даже смерть дочери. Он одинок, ему не с кем поговорить, не с кем разделить подробности и воспоминания своей жизни. И если есть возможность, хоть на какое-то время оказаться в центре внимания и событий, почувствовать себя значимым и нужным, то как отказаться от этой малости?  
Режиссер Леонид Ефимович Хейфец так сказал об актуальности этой пьесы: "Почему я ставлю эту пьесу? Просто перечитал - и понял, что она созвучна моменту жизни, в котором я живу. Размышления Артура Миллера о жизни и ее цене, о том, что в самом деле определяет счастье человека, а что - нет, - мне очень близки. Все мы на протяжении жизни произносим слово "любовь". Болтаем, болтаем: любовь, любовь, любовь… А понять по-настоящему, что любовь в самом деле - самое главное, и если она есть - это счастье, а если предается или ее нет - это горе и беда, - понять не всегда успеваем. Цена жизни - это цена любви. Любви мужа и жены, брата и сестры, сына и отца, дочери и матери".
Спектакли театра Маяковского (не только «Цена», показанная в рамкам Волковского фестиваля, но и, например,  спектакль «Август: графтсво Осейдж», показанный в этом году во время предыдущих гастролей «маяковки» в Ярославле) требуют от зрителя напряженного внимания и непрестанной работы души. От этого соучастия устаешь неимоверно, но в то же время понимаешь: душа обязана трудиться, и прожитая вместе с актерами чужая семейная драма — и есть тот самый труд души. Не могу сказать, что происходит переоценка ценностей, но какой-то толчок к этому — есть. 

































Фото: с сайта театра имени Маяковского.



 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»