Лошади галопируют в музейном зале

«С наступающим новым и-го-годом!» - так отныне могут приветствовать друг друга и посетителей сотрудники Ярославского художественного музея: в предверии праздника в уютном зале «Под сводами» открылась выставка, все экспонаты которой объединены символом будущего года – лошадью. Выставка так и называется - «Кони Лошади Клячи».

- Эта выставка – гордость за наши музейные фонды, - призналась директор музея Алла Хатюхина.
Идея выставки родилась в музейных недрах спонтанно, но итог превзошел ожидания: экспозиция получилась емкой по содержанию и изящной по компановке. 
Музеи не часто балуют своих посетителей анималистическими выставками – обычно этот жанр не очень ярко представлен в музейных коллекциях. Однако именно кони, как предмет изображения, находятся достаточно в привилигированном положении по сравнению с другими животными – они ведь «задействованы» ещё и в батальном жанре.  Ярославский Художественный представил целую серию работ баталиста Николая Самокиша. Художник принимал участие в оформлении знаменитого дореволюционного издания «Царская охота на Руси», а в советское время прославился созданием диорам и полотен, посвященных гражданской войне. 
Надо отметить, что лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Более того, лошади Самокиша всемирно известны. За изображение лошадей его награждали (избрали Академиком за картину «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню в подворотне»). Но не только «пряники» приносила художнику его истовая лошадиная привязанность, но и «кнут»: его ругали, свысока указывали на то, что он повторяется в своих рисунках на батальные и лошадиные темы. А вот что написал сам Николай Самокиш в 1929 году своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе, так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.». Работы этого удиительно талантливого художника-баталиста Николая Самокиша впервые представлены ярославской публике.
Особый интерес у внимательного посетителя вызовут работы художников - наших земляков – Михаила Соколова, Вячеслава Бычкова, Василия Петровичева, Петра Мосягина.  Холст Мосягина «Сретенский пролом» интересен ещё и тем, что может служить импровизированным мостиком во временном пространстве, перенося нас в Ярославль прошлого. Ирина Кулешова, искусствовед, напомнила, что Петр Мосягин был одним из первых поклонников и знатоков киноискусства. Не потому ли его его картины так четко скомпанованы и драматургичны, что напоминают любовно выстроенный, продуманный кадр из фильма? 
Не оставляют равнодушными и холсты Николая Сверчкова. Он прославился как портретист царских лошадей, но с неменьшим удовольствием писал и безродных рабочих лошадок.
В экспозиции выставки обращают на себя  внимание и скульптуры. Их немного, но зато как филигранно выполнены мельчайшие детали! Около скульптуры «Тройка зимой» работы Нанса Ежена можно стоять , забыв о времени. 
Несмотря на неоднозначное название выставки «Кони Лошади Клячи», уже собравшей урожай стрел, пущенных острословами, выставка получилась очень домашняя, уютная, и, что называется, в тему. Можно поздравить музейщиков Художественного с тем, что они находят темы и поводы для экспонирования собственных коллекций везде, в том числе и в китайском гороскопе. 
Всех с новым И-ГО-Годом!

Фото Геннадия Ершова.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»