"Лес" на Волковской сцене: вдумчиво, подробно, блистательно

В репертуарной афише Волковского театра появилось новое название – комедия «Лес» по пьесе А. Островского, постановка народного артиста России Александра Кузина. Эти имена – и автора, и режиссера-постановщика – заранее уведомляют будущих зрителей: повествование будет неспешным, вдумчивым, со множеством подробностей и тщательным вглядыванием в душу каждого персонажа. Ожидания полностью оправдались.
…В антракте мой спутник (человек от театра, в общем-то, далекий, и выбирающийся на спектакли лишь «по случаю») несколько смущенно поинтересовался - «а когда смешно будет?». Дескать, ему все нравится, и даже очень, но коли уж я обещала «комедию», то -  когда…? Признаться, я не нашлась сразу, что ответить. 
Вернувшись домой решила проверить память, точно ли пьеса «Лес» у Островского значится комедией. «Окей google» - точно, подтвердил интернет. И тут же всемирная сеть услужливо подсунула какую-то умную критическую статью «по теме запроса», автор коей убедительно доказывал: «Вместе с тем в «Лесе» хорошо видно многообразие смеха Островского. Здесь и уничтожающий, презрительный смех, граничащий с сарказмом, и лукаво-добродушный, и смешанный с состраданием и жалостью. Но главное — ясно, что смешное и высокое в мире Островского не противопоставленные понятия, одно не исключает другого». Вот и ответ на простодушный вопрос моего попутчика. В общем, смех имеет тоже разную природу происхождения, и эмоции, вызываемые просмотром «Comedy club» и знакомством с комедией Островского – вовсе не близнецы-братья, они из разных источников.
У меня спектакль «Лес» в постановке Александра Кузина вызывает какие угодно эмоции, только не смех. Мне было грустно наблюдать за перипетиями неприкаянной судьбы двух актеров – Геннадия Несчастливцева (артист Владимир Майзингер) и Аркадия Счастливцева (артист Юрий Круглов), следующих в поисках лучшей актерской доли то ли из Вологды в Керчь, то ли из Керчи -  в Вологду, прекрасно понимающих, что нигде их, в общем-то, не ждут. Сердце сжималось от сочувствия к несчастной ключнице Улите (заслуженная артистка России Ирина Сидорова), не смевшей надеяться даже на проблеск женского счастья и в одночасье расцветшей, когда на её иссохшую сердечную почву упали скупые капли мужского внимания актера Счастливцева. Трудно поверить, но искренне сопереживала я и Гурмыжской (заслуженная артистка России Татьяна Малькова), которая, будучи «очень богатой помещицей», была, в сущности, столь же несчастной, далеко немолодой женщиной, столь же обделенной любовью, как и её затюканная ключница, но деньги Гурмыжской позволили ей обмануть самое себя и купить себе молодого мужа Буланова (артист Александр Кудряшов), мальчишку-недоросля, недоучившегося в гимназии. …Практически каждый персонаж вызывает сопереживание и сочувствие – вот уж, действительно, «над вымыслом слезами обольюсь…». Разве что деловой купец Восмибратов (народный артист России Сергей Куценко) вызывает восхищение своей хваткостью и предприимчивостью, да с любопытством наблюдающие за перипетиями в имении Гурмыжской соседи Бодаев (заслуженный артист России Валерий Смирнов) и Милонов (артист Семен Иванов) – добродушную улыбку.
Не останавливаясь на фабуле спектакля, замечу, что в последнее время, вне зависимости от сюжета, для меня настоящим наслаждением стало наблюдение за актерской игрой волковцев. Каждый – КАЖДЫЙ! – на своем месте. Вот и в спектакле «Лес» нет проходных ролей. Как великолепен заслуженный артист России Валерий Соколов в роли лакея Карпа Савельича! С каким достоинством в самых разных ситуациях ведёт себя его персонаж, с какой мудростью. С неизменным любованием наблюдала за игрой заслуженной артистки России Ирины Сидоровой. Как блистательно она сыграла переход от затюканной, суетящейся, наушничающей ключницы, по-монашески затянутой черным платком к светящейся от любви женщине. Каждое появление на сцене артиста Юрия Круглова – это вообще отдельный дивертисмент: яркий, фееричный, гротескный. А как прекрасна в роли Гурмыжской заслуженная артистка России Татьяна Малькова! Насколько точна актриса в оценках поступков своего персонажа, насколько убедительна её игра. Дифирамбы, и совершенно искренние, можно петь каждому артисту, занятому в спектакле «Лес». Браво!
Вот что вызвало некоторое непонимание, так это масштабные декорации – лес во всей своей красе, практически никак не задействованный в спектакле. Мне кажется, что и мизансцены тайного свидания бесприданницы Аксюши (актриса Дарья Таран) и сына купца Восмибратова Петра (артист Сергей Карпов) в скворечнике-беседке на дереве были придуманы, чтобы хоть как-то оправдать присутствие этих громадных стволов на сцене. Больше они никак «не играют», или мне не удалось прочесть задумки художника (что вероятнее всего). 
Подводя некоторый итог вышесказанному, отмечу, что спектакль «Лес» в постановке Александра Кузина – достойное пополнение репертуарной афиши академического театра. Поклонники творчества и Александра Николаевича (Островского), и Александра Сергеевича (Кузина), и артистов Волковского театра (простите великодушно, не буду называть всех поименно!), без сомнения, получат удовольствие от просмотра этого спектакля. 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»