Крути педали...

Марк Твен писал: «Когда я вижу человека на велосипеде, я не боюсь за будущее человечества». Это выражение мне нравится куда больше произносимого с саркастической интонацией совета «не изобретать велосипед». Да где бы мы были, если ли бы тот, первый изобретатель велосипеда, прислушался к ворчанию ближних, и придумал что-то более полезное для дома, для семьи? Ярославский музей-заповедник в канун нового года взялся показать все (или почти все) изобретенные человечеством велосипеды. Это совместный выставочный проект Ярославского музея-заповедника и Политехнического музея из Москвы. Ярославцы первыми из нестоличной публики имеют возможность оценить этот проект по достоинству.

Первым бросается в глаза, едва входишь в зал, красавец пенни-фартинг, или, иначе говоря, легендарный «паук», самый известный велосипед XIX века, считавшийся образцом простоты, изящества и красоты. Агрегат, лишь отдаленно напоминающий современный байк, датирован 1875-м годом. Огромное переднее колесо увенчано седлом, крошечное заднее кажется игрушечным по сравнению  с ним.  Единственный вопрос, который приходит в голову, когда стоишь рядом с этой громадой: а как на него можно залезть? Не иначе, как при помощи специальной лесенки! 
Но первенцем велопрома по праву считается деревянный предок велосипеда. В апреле 1817 года французские газеты приводят репортаж о неких «педальных самокатах», изготовленных по заказу братьев Оливье в мастерской Пьера Мишо. А на выставке есть «Бегунок» барона Карла фон Дреза, названный в честь своего создателя дрезиной. Сам профессор окрестил свое изобретение «машиной для бега», то есть «лауф-машиной». На своей первой лауф-машине немецкий профессор Дрез преодолел 14,5 километров за час, это был настоящий фурор!
Примечательно, что на выставке «Изобретая велосипед», можно не только воочию рассмотреть редчайшие машины, но и узнать о правилах пользования железными конями, возникших едва ли не вместе с появлением велосипедов. Штучным велосипедистам начала XIX века закон еще не писан, но правительство и народ насторожились. Буквально полвека спустя, в 1870-м, в США уже приняты правила, которыми должны руководствоваться велосипедисты, и введены штрафные санкции за нарушение этих правил. Еще два десятилетия спустя правительства стран Европы и США вводят налог на велосипеды и номерные знаки для велосипедистов.  Этот налог просуществовал, по крайней мере в нашей стране, до 1960-го года. 
Ныне во всём мире используются более миллиарда велосипедов, велосипед — самое распространённое транспортное средство. В 2005 году по итогам опроса общественного мнения в Великобритании велосипед был признан величайшим изобретением целых двух столетий, начиная с 1800-го года! Именно за велосипед проголосовало больше опрошенных, чем за все остальные изобретения, вместе взятые. 
На выставке можно узнать о том, какую роль сыграли велосипеды (точнее, велосипедисты) в истории разведки. Так, Поль Демаш, победитель первого Тура Фландрии, работал на бельгийскую разведку, провозил в Голландию документы на велосипеде. А Джино Бартали, победитель Тур-де-Франс 1938 года, работал на Итальянское сопротивление, и под видом ежедневных тренировок тоже доставлял секретные документы и сведения. 
Трудно оторвать взгляд от черно-белых, старинных фотографий велосипедистов: какая гордость владельца за своего железного коня, какая грация в движениях! Эти фотографии «заряжены» в сенсорном информационном киоске и демонстрируются в режиме нон-стоп. 
Нет сомнений, что выставка «Изобретая велосипед» доставит истинное удовольствие не только поклонникам велоспорта, но и тем, кто предпочитает иной способ передвижения. А кого-то, возможно, подтолкнет к мысли о приобретении двухколесного коня. Не зря Робин Уильямс, известный актер, сценарист и режиссер, считает езду на велосипеде  передвижной медитацией. 

Одним словом, движения вам и просветления в новом году!

Фото Елены Виноградовой.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»