Художественно - об актуальном:крымское настроение

В Ярославском Художественном – премьера. В трех залах открылась выставка «Море. Солнце. Крым». Забегая вперед, замечу, что насладиться произведениями искусства из собрания Ярославского художественного музея можно будет до середины мая. Уже в день вернисажа самым популярным вопросом, задаваемым устроителям зрелища, был… догадайтесь какой? Правильно! А не связана ли выставка с политическими событиями, происходящими в настоящее время в Крыму? Да и на сайте музея после информации об открытии стали появляться «советы» открыть в ближайшее время новую выставку - «Крым. Оккупация. Референдум». Но это, как говорится, на чужой роток не накинешь платок: каждый понимает происходящее в меру своей испорченности или ангажированности.
Тут уместно будет вспомнить, что появилась идея этой выставки четыре года назад, и целых три года «каталась» по стране, даря крымское настроение жителям Новосибирска и Кемерово, Новокузнецка и Красноярска, Саратова и Калининграда. Уже в то время  автор этих строк знала о существовании проекта, и при любом удобном случае интересовалась:  своим-то, ярославцам, когда покажете?  Вот очередь и дошла до нас. А то, что это так совпало с событиями на Украине и в Крыму,  то, как обычно пишут в романах, «любые совпадения с реальными событиями и людьми случайны». И давайте уже поставим на этом точку. Поговорим лучше о картинах.
Крым всегда вдохновлял и притягивал к себе творческую элиту общества  – здесь гостили и писали Чехов, Куприн, Александр Грин и Максимилиан Волошин. В доме у Макса  Волошина в Коктебеле квартировали почти  заметные литераторы и живописцы того времени: Алексей Толстой и Аристарх Лентулов, сестры Эфрон и сестры Цветаевы, Пришвин и Мандельштам…  

Если Крым вдохновлял на самые возвышенные строки и самые романтичные холсты приезжих,  что говорить о урожденных крымчанах Айвазовском  и Лагорио?  На картинах художников 19 века запечатлена почти нетронутая человеком, дикая красота Крымского полуострова – таков рисунок тушью Ивана Шишкина «Водопад Сууч-Хан в Крыму близ Алушты», живописные холсты Александра Бенуа, Коровина. Местные обычаи рыбной ловли вдохновили Льва Лагорио – его жанровая картина «Рыбаки»  дышит безмятежностью и спокойствием, притягивая и удерживая взгляд зрителя бездонной и бесконечной голубизной переливающихся друг в друга моря и неба. 
Однажды облюбованный, Крым становится Меккой туристического отдыха в 20 веке. Новые художники создают полотна в новых ритмах – это и холст Ариадны Соколовой «На пляже», и потрясающая по пластике бронзовая скульптура Игорь Трейвуса «Маленькая хозяйка дикого пляжа».  Живописный ряд удачно и иронично поддерживает текстильная коллекция курортных  туалетов из шелка и  крепдешина середины прошлого века. Соломенные шляпки и зонтики, кажется, ещё сохранили тепло солнечных лучей…. «Вы полагаете, все это будет носиться? Я полагаю, что все это следует шить».  Чуть-чуть воображения, и уже нарядная дама, одетая в это платьице веселенькой расцветочки  кокетливо дефилирует  по Ялтинской набережной, а там – танцы.  Небольшая коллекция скульптурок - публика на отдыхе, очень удачно вписалась в живописный крымский проект. 
Куратор выставки Алексей Федорчук  пожелал каждому зрителю найти на этой выставке что-то своё – своё воспоминание о прошлом, свою мечту о будущем, открыть для себя что-то новое  об исхоженном вдоль и поперек Коктебельском побережье, окраинах Феодосии и обжитых Алуштинских пляжах. Приятным дополнением к солнечному впечатлению, которое оставляет новый проект Художественного, является и то, что многие работы выставляются впервые. 
Фото Геннадия Ершова.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»

где в кирове самый лучший солярий