Как рождаются куклы

25 марта свой профессиональный праздник отмечают деятели сферы культуры России. Этот праздничный день для работников театра кукол расположился аккурат между двумя другими профессиональными торжественными датами: не успели отзвучать здравицы по случаю Международного дня кукольника (21 марта), а уже пора готовиться поздравлять коллег с Международным днем театра.Но именно сегодня, в день работников культуры, самое время вспомнить о том, что театр – искусство коллективное, и в создании спектакля принимают участие представители самых разных профессий: драматург и режиссер, актеры и художники, бутафоры и осветители, композитор и костюмеры… И только совместными усилиями всех этих работников культуры рождается чудо спектакля.

 Вначале был… эскиз
Если театр начинается с вешалки, то кукла – с эскиза художника. На счету художника-­постановщика, заслуженного работника культуры России Елены Бересневой – более тысячи кукол, а число поставленных ею спектаклей давно перевалило за шестьдесят. Спектакли с куклами Елены Бересневой успешно идут в разных театрах России, Литвы, Белоруссии. В репертуаре нашего театра огромной популярностью пользуются спектакли «Котенок по имени Гав», «Зимовье зверей», «Пряничный домик», «Аладдин и волшебная лампа», «Златовласка», «Золушка», другие постановки, кукол для которых придумала Елена Александровна Береснева. Титулов и регалий у нее – на нескольких человек с лихвой хватит: дипломант Национальной премии «Золотая Маска», лауреат областной губернаторской премии имени Федора Волкова по культуре и искусству, победитель в номинации «Лучшая работа художника» на IV Областном фестивале профессиональных театров, заслуженный работник культуры России. Этот список постоянно пополняется.
Ярославский театр кукол успешно сотрудничает со многими художниками. Среди них - заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотой софит» Нэлли Полякова, поставившая за свою долгую жизнь в театре более ста пятидесяти спектаклей. Ярославский зритель знает творчество Нелли Поляковой по прекрасным спектаклям «Щелкунчик», «Любовь к одному апельсину» Один из недавних спектаклей, где Нелли Полякова работала художником-постановщиком – это «Огниво».
Еще одно яркое имя в этой художественной палитре – французская художница Полина Борисова, успешно продолжающая семейную династию кукольников. В репертуаре театра идет ее спектакль «Волшебник изумрудного города». А в настоящее время в театре готовится большой и сложный спектакль с ее участием «Божественная комедия
Тот, кто за все в ответе
Однако эскизы художников появляются не вдруг, не сами по себе, а в связи с творческим замыслом режиссера. Главным режиссером театра является заслуженный артист республики Крым Николай Бойко. В начале 90-х годов прошлого века, в течение пяти лет, Николай Васильевич Бойко уже стоял у этого руля, будучи одновременно актером, режиссером - постановщиком и главным режиссером Ярославского театра кукол. Спустя три десятилетия все вернулось на круги своя.
- Принципы у меня простые, - говорит Николай Васильевич. - Не врать, работать серьезно, предельно внимательно и глубоко относиться к материалу, без стёба и ёрничества.
В соответствии с этими профессиональными и человеческими принципами Николай Бойко поставил моноспектакль «Три медведя», в котором играет заслуженный артист России Валерий Смирнов.
Продолжает активное сотрудничество с театром и режиссер Алексей Смирнов. В новогоднюю декаду ярославскую детвору радовал его спектакль «Дед Мороз из Дедморозовки», а сейчас идет работа над спектаклем «Божественная комедия», который Алексей ставит вместе с художником Полиной Борисовой.
Одна из интереснейших профессий на свете
Когда эскиз куклы готов, за дело принимаются мастера-­бутафоры. Их в театре несколько, а руководит мастерской по изготовлению кукол заслуженный работник культуры России Елена Севрикеева. Бутафор – редчайшая профессия: на всю страну сохранилось всего два учебных заведения, в Москве и Петербурге, где можно выучиться на бутафора. Елена Павловна Севрикеева училась на театральном отделении Пензенского художественного училища и всю жизнь, сколько себя помнит, мечтала работать в театре кукол бутафором. Эта мечта сбылась: в Ярославском театре кукол она трудится более трех десятилетий. И сама, как художник-постановщик, поставила не один спектакль – например, «Веселые медвежата» вместе с режиссером-постановщиком Еленой Снегиревой.
В бутафорском цехе есть и другие мастера-старожилы. Ирина Шабельник, профессионал высшей пробы, тоже работает в театре почти тридцать лет. Ирина считает, что профессия художника-бутафора - одна из интереснейших. Что только не приходится мастерить: костюмы самых разных эпох, объемные маски сказочных существ, невероятной красоты кукол, предметы реквизита, одежду сцены. Вот где пригождаются навыки шить, вышивать, экспериментировать с самыми разными материалами.
То, что цеха в Ярославском театре кукол – необыкновенные, в один голос твердят все художники и режиссеры, которые приезжают сюда на постановку. Например, актриса и художник Полина Борисова, которая последние годы живет и успешно работает во Франции, говорит:
- Я неизменно восхищаюсь цехами театра, когда я могу просто что-то придумать, нарисовать, и получить уже готовое, причем, сделанное даже лучше, чем я это придумала. Работать со специалистами Ярославского театра кукол - это просто работа мечты!
Театральные костюмы «от кутюр»
Весь пошивочный цех театра олицетворяет Ольга Борисовна Быкова: она в нем и начальник, и подчиненный – все в одном лице. С тех пор, как «живой план» отвоевал себе место на сцене наравне с главными персонажами – куклами, работы у нее прибавилось. То шить костюмы, которые были в моде несколько столетий назад, или создавать наряды, которых вовсе никогда не было. Хорошо хоть заботы о кукольном гардеробе отошли в ведение бутафоров. Каждый театральный костюм – единственный в своем роде экземпляр, авторская работа, выполненная вручную. И в создании каждого костюма театральному кутюрье помогают не только многочисленные энциклопедии по истории костюма, но и самые модные журналы с коллекциями «от кутюр».
Занавес!
Но вот куклы готовы, артисты выучили роли, монтировщики установили декорации, художник по свету и звукорежиссер в последний раз проверили свои партитуры, режиссер-постановщик провел последнюю генеральную репетицию. Остается только скомандовать - «занавес!».
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»