История Призрака в мире торжества материальных ценностей

91-й театральный сезон в Ярославском театре кукол открылся премьерой спектакля «Кентервильское привидение». И – ах! – как же я рада это событию!
Премьера в Ярославском Кукольном лучше всего доказывает давнюю истину: все новое – хорошо забытое старое. Тем более, что это старое было настолько хорошо, я бы даже сказала – отменно, что забыть его окончательно и бесповоротно было бы верхом расточительности. Поясню: спектакль «Кентервильское привидение» (режиссер-постановщик Елена Борисова, художник – Ольга Смелянец), действительно, уже был в репертуарной афише театра кукол. В 1998 году спектакль стал дважды дипломантом Национального театрального фестиваля «Золотая маска» в номинациях «Лучший кукольный спектакль России» и «Лучший режиссер кукольного театра России». Учитывая то обстоятельство, что в номинации театров кукол показа в столице удостоены были только четыре театра из 127 действующих в России, сразу два «золотомасочных» диплома говорят о многом. 
И еще одна деталь… к вопросу о давности. Десять дет назад режиссер спектакля Елена Тадеушевна Борисова призналась, что задумала постановку … еще будучи студенткой. Потом, «благополучно забытый», замысел бродил внутри автора, обрастая подробностями и деталями, лет пятнадцать… В итоге получился удивительный спектакль, любимый и актерами, и публикой, и по достоинству оцененный высоким «золотомасочным» жюри.
За реновацию спектакля взялся главный режиссер театра кукол Алексей Смирнов. Куклы, проведшие годы… нет, не в забвении, а на заслуженном отдыхе, потребовали обновления и тщательнейшей «чистки пёрышек», что и сделала мастерски художник Ольга Смелянец. Практически полностью обновился актерский состав. С чистого листа заслуженным работником культуры России Игорем Мызовским была написана световая партитура спектакля. И, конечно, новые артисты привнесли в старую, обжитую историю свежие эмоции.
Прагматичное американское семейство Отисов никак не ожидало, что, приобретая старинный английский замок рода Кентервилей, бонусом к семейным реликвиям получит и таинственного призрака. Все к нему относятся как к досадному паранормальному недоразумению, чьи стоны и грохот цепей мешают спать по ночам. Мистер Отис (артист Никита Тимошин) деловито предлагает Призраку (артист Александр Кузнецов) смазку для цепей, миссис Отис – капли от несварения желудка, а близнецы-шалопаи Билл и Рональд (актрисы Екатерина Зиновьева и Екатерина Соколова) и вовсе объявляют сезон охоты на Призрака открытым. Как тут не впасть в отчаяние, если пугать людей – основная обязанность привидения! Когда люди перестают бояться его гремящих по ночам цепей, превращений и могильных стонов, призраку ничего не остается, как уйти на покой… Да вот беда: избавление от проклятья может подарить ему далеко не каждый. Единственный член этой семьи, идущей в ногу с прогрессом, девочка Вирджиния проникается искренней симпатией и деятельным сочувствием к судьбе привидения, более трёх столетий скитающегося по замку. Эта необычная дружба не только дарит Призраку долгожданный покой, но и позволяет прагматичным Отисам открыть нечто новое и важное для самих себя: что не все проблемы можно решить с помощью пятновыводителя и капель от несварения, что в мире торжества материи и «демократических ценностей» не менее весомы оказываются чувства, даже если это чувства давно умерших людей. 
Эта романтическая история, где материальное тесно переплетается с духовным, вновь обращается к вечным человеческим ценностям - искренней чуткости к ближнему, способности к состраданию, мудрости сердца и доброте ума.
-Для меня это история о том, что в нашем жестоком и циничном мире мы можем спастись лишь искренними человеческими чувствами – жалость, любовь, сопереживание, соучастие... Именно эти чувства должны быть на первом месте, вопреки всему, - считает режиссер спектакля Алексей Смирнов.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»

  • За попытку - спасибо!
    Режиссер если и не самоубийца, то, по крайней мере, решил поставить планку для прыжков в высоту на олимпийскую отметку, решила я для себя, когда увидела в фестивальной афише Альбера Камю. Насквозь литературная, абсолютно не бытовая философская пьеса, найдет ли она сейчас собеседников среди зрителей?...
    Светлана Гиршон
    Провинциальные диалоги
  • История Призрака в мире торжества материальных ценностей
    91-й театральный сезон в Ярославском театре кукол открылся премьерой спектакля «Кентервильское привидение». И – ах! – как же я рада это событию!
    Лариса Драч
    Ещё не вечер
  • Земля войны (1)
    Наблюдая за трясущимися губами говорящих голов, обсуждающих в европейских ток-шоу нынешний взрыв миграции, все чаще читая парафразы на темы Мечети Парижской Богоматери, памятуя кадры с разноцветной молодежью, крушащей Сен-Дени, нет-нет, да вспоминаю о человеке, сказавшем некогда пленившему его капит...
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • Земля войны (4)
    Ну вот, теперь, о немцах. То есть, о французах. Вернее, об англичанах. Потому что о немцах. Ага. Именно так.  Ибо самое время пояснить, что такое «Фашода», о которой пару раз поминалось в предыдущих главах.
    Лев Вершинин
    Связь времен