И Катерина - не "луч света..."

Нынешний Волковский фестиваль славен ломкой стереотипов. Все, чему каждого из нас учили в школе – более не актуально, и может быть отправлено на свалку истории.

Не успели зрители пережить-осмыслить отрицательного героя Чацкого и Молчалина, разгуливающего по сцене на ходулях-джамперах в спектакле Горе от ума» (режиссер - А. Огарев, театр «Школа драматического искусства»), как оказалось, что Катерина из «Грозы» – вовсе «не луч света в темном царстве», а просто полюбившая и познавшая сладость плотской любви женщина, для которой после этого открытия – сам черт не брат. Такую сценическую фантазию классической «Грозы» Островского предложила режиссер Гульнара Головинская. Спектакль представили артисты Мичуринского драматического театра. театра. Ну а пока одни осмысливают новые перипетии «Грозы», другие уже думают о том, что Новый год совсем скоро, и пора думать о праздничных мероприятиях. Но есть и хорошая новость! Купить билеты на любые шоу, спектакли и концерты в Москве стало ещё проще: просто заходите на сайт Билетико.ру, выбираете подходящее мероприятие и – вуаля! Билеты у вас есть. Осталось вовремя собраться и в нужный день и час попасть, к примеру, на Новогоднее шоу Цирка братьев Запашных.
Катерина в исполнении актрисы Людмилы Новиковой более всего ассоциируется с некрасовской героиней, той самой, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».  Чистоты, неопытности, девичьей застенчивости тут и в помине нет. Бой-баба. Такую невестку удержать в узде приличий Кабанихе (артистка Т. Рогачева) - себе дороже.  Она и отступает на второй план в спектакле, по большей части - просто присутствует на сцене.

Надо отметить, что нравы уездного поволжского городка, о которых Кулигин (артист Г. Калинин) в своем известном монологе традиционно отзывается как «о жестоких», на самом деле более всего в данной трактовке напоминают квартал «красных фонарей». Ночные гульбища-оргии с участием дочери Кабанихи Варвары, служанки Глаши, и прочего мало разговаривающего, но много пьющего мужского «населения» спектакля хореографом Еленой Волковой решены предельно откровенно. Естественно, не осталась «за кадром» и кульминационная сцена любви Катерины и Бориса (актер Егор Катушенко). 

В интервью одному из изданий актриса Людмила Новикова так сказала о своей героине: «Все представляют Катерину нежной, боящейся всего. Я же играю сильную женщину, которая встретила, наконец, мужчину, которого полюбила. Она страстная, бесстрашная. Она уходит из жизни, чтобы никому не мешать, если уж так, как ей хочется, в жизни сложиться не может». 
На мой взгляд «уход Катерины» абсолютно не решен с режиссерской точки зрения. Актриса в буквальном смысле слова просто уходит за кулисы, изрядно побегав перед этим по сцене, изображая страдания и метания. Ощущения трагической развязки нет и помине. 
Наиболее удачен оказался образ Феклуши в исполнении заслуженной артистки России Т. Николаевой. Пожалуй, она - единственная, кому не хотелось мысленно сказать сакраментальное «не верю». Также более других был убедителен в раскрытии образа своего персонажа Кулигина артист Г. Калинин. 

В спектакле много бестолковой и ничем неоправданной беготни, артисты постоянно маршируют по лестницам и мосту туда-сюда, вверх-вниз. Бессчетные перестановки деревянных скамеек, составляющих большую часть декораций, точно придуманы для того, чтобы чем-нибудь занять артистов. Так что минусов в спектакле, как мне кажется, куда больше, чем плюсов.
И, тем не менее, неоднозначная мичуринская «Гроза» вошла в 200 лучших спектаклей России за 2014 год. Видеозапись театральной постановки размещена на портале Культура. РФ, созданном Министерством культуры России. 
Фото  взяты с различных интернет-сайтов.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»